|
Семен Чарный

Форум «Холокост и современный радикализм» прошел в Риге

4-6 сентября в Риге проходил форум «Холокост и современный радикализм», совместивший два мероприятия: 5-ю Международную конференцию по Холокосту и 2-й круглый стол по современным проблемам толерантности. Организаторами форума выступили  Европейский центр толерантности, Общество «Шамир», Музей Рижского гетто и Европейский центр развития демократии.

Проходившие три дня пленарные заседания и обсуждения в секциях были посвящены увековечиванию  памяти о Холокосте, преподаванию Холокоста, ситуации с ксенофобией в современной Европе. 

В рамках работы конференции сопредседатель НПЦ «Холокост» (Москва) Илья Альтман рассказал о работе по созданию Энциклопедии Холокоста на территории бывшего СССР, отметив, что отличительной чертой издания стало то, что она не столько подводила итог научным изысканиям, сколько сама их стимулировала. «Значительное место в энциклопедии заняли тематические статьи, около 30%  можно назвать первопроходцами в своей тематике», —  отметил И. Альтман. Он также рассказал, что в настоящее время рассматривается вопрос об издании энциклопедии на английском языке  (здесь главной проблемой стало отсутствие на Западе академического издательства, готового взять в  работу такой «кирпич»), ее переводе в электронный вид (этому в основном препятствуют коллизии в сфере авторского и издательского права, но ряд статей будет размещен на обновленном сайте НПЦ)  и вопросе о создании новой энциклопедии Холокоста — уже по территории РСФСР.

Сотрудник Ариэльского университета (Израиль) Кирилл Феферман посвятил свой доклад отношению христианского сообщества к проблеме спасения евреев от геноцида, отметив существование такой экзотической точки зрения на Холокост как на возможность для евреев перестать «коснеть в неверии», обратившись в христианство. Президент Европейского центра демократии, и один из организаторов конференции, Валерий Энгель,  посвятил свой доклад ситуации с ксенофобией в Европе, подчеркнув, что Старый свет столкнулся с почти неразрешимым противоречием: традиционные либеральные ценности стали главным драйвером кризисных явлений, и не очень понятно, как выйти из этого противоречия. Председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин также отметил, что практикуемая на Западе традиция ассимиляции мигрантов — тупиковый путь, поскольку при первом удобном случае  они все равно возвращаются к своей национальной идентичности. По мнению докладчика, ситуация усугубляется фактическим запретом на ревизию основных положений господствующей в Европе либеральной идеологии, ставшей после 1968 года своеобразной «гражданской религией». Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник рассказал о ситуации на Украине, где т. н. «Революция достоинства» 2014 года привела к резкому росту ультраправых организаций, которых, по данным Бортника, насчитывается около 500, их включению в «большую политику» под контролем различных финансово-промышленных групп, созданию вооруженных группировок, и общему «поправению» украинской политической элиты (из семи парламентских фракций Верховной Рады, пять, по словам Бортника, в разной степени  используют риторику правых). Преподающий в РАНХиГС Джованни Савино рассказал о растущем во Франции движении «идентитаристов», выступающих в защиту европейской идентичности от «чужих». Вице-президент  международной комиссии по оценке преступлений оккупационных режимов (нацистского и советского) Литвы Ингрида Вилкене подчеркнула, что главная задача комиссии: показать, что «история евреев — это наша история». Израильская писательница Алла Прайсман посвятила  свое выступление рассказу о своей матери, жертве Холокоста, чудом избежавшей лагеря смерти, которая долгие годы рассказывала о своем прошлом единственному слушателю — дочери.  «Холокост — не изолированное явление. Это событие, эхо которого отдается на десятилетия», — отметила А. Прайсман. Узник Сиона Иосиф Бегун в своем сообщении рассказал о том, как память о Холокосте служила средством для национальной консолидации советских евреев.  Доклад Марии Гулаковой из Петербургского института иудаики был посвящен преподаванию истории Холокоста в школе так, чтобы вызвать у школьников не усталость от цифр, а эмпатию к жертвам. Ирина Ильковская из саратовского Регионального Института развития образования подчеркнула необходимость внедрения образовательных программ о Холокосте в сферу образования. Профессор Борис Ковалев (Россия) рассказал о неудачной попытке поставить памятник жертвам Холокоста, провалившейся из-за сопротивления местной интеллигенции, выступившей против «увековечивания памяти только одной национальности».

В интервью СТМЭГИ Валерий Энгель отметил, что участникам конференции удалось осветить две темы — историю Холокоста и современную ситуацию с ксенофобией в Европе. «Это был один из тех редких случаев, которые я видел, что люди активно участвовали в дискуссиях», — сказал он.

Глава рижского общества «Шамир» раввин Менахем Баркан со своей стороны заявил СТМЭГИ, что задача конференции — говорить не только о жертвах Холокоста, но и о том, как нам воспринимать эту тяжелую тему. «Моя точка зрения на эту тему такова: как во время пасхального седера его участники должны ощущать, что именно они выходят из Египта, так и мы должны поставить себя на место этих людей, живших 75 лет назад, и сказать — что бы мы делали?» М. Баркан также рассказал о новом проекте — межконфессиональной молитве на местах военных захоронений. «Ведь среди солдат Красной Армии были люди разных национальностей и вероисповеданий, и когда мы молимся за них, их души получают удовлетворение», — отметил он.

Он также подчеркнул, что в латвийском городе Бауска с советских времен сохраняется  и поддерживается могила Героя Советского Союза, горского еврея Исая Иллазарова, чья годовщина гибели (6 сентября) пришлась как раз на день завершения конференции.

Похожие статьи