Финансовая комиссия кнессета, созванная по инициативе председателя парламентской оппозиции Ицхака Герцога (Авода), обсудила проблемы применения в Израиле «цифровых валют» — как биткойна, так и других, используемых сегодня.
«Израиль обязан заняться темой крипто-валют, виртуальных и цифровых, изучив, какое влияние они могут оказать на частные домохозяйства, национальные сбережения, валютные резервы, биржу ценных бумаг и индексы. Не говоря уже о налогообложении и всех вытекающих отсюда последствиях», — сказал Ицхак Герцог. Он также напомнил, что еще в 2014 году Банком Израиля была создана комиссия под руководством профессора Зусмана для изучения данного вопроса. Но с тех пор ни о ее деятельности, ни о каких-либо ее выводах или рекомендациях никто ничего не слышал. «Хотелось бы знать, что с ней случилось, родилось ли что-то в тех спорах, или нужно требовать возобновления ее работы?» — поинтересовался Герцог.
По словам председателя финкомиссии Моше Гафни, все институты государственной экономической регуляции заявляют о готовности признать крипто-валюты легальным платежным средством, но только после того, как их статус будет проверен и упорядочен. До того времени регуляторы будут считать биткойн не валютой, а «финансовым активом», и на этой основе его налогообложение будет основано на приросте или утрате капитализации — в зависимости от колебаний курса.
Наиболее полно Герцогу ответила доктор Надин Бодо-Трахтенберг, зам.председателя Банка Израиля. Она напомнила, что за эмиссией виртуальных валют не стоит какого-либо банка, правительства или финансового института. «Изменчивость цены и отсутствие наздора могут приводить эти «активы» к внезапной потере стоимости», — сказала она. Банк Израиля не считает биткойн и похожие платежные средства валютами, а продолжит относится к ним именно как к активам, поскольку закон определяет иностранную валюту, как «монеты или денежные купюры, являющиеся законным платежным средством другого государства, но не Израиля» (чьей валютой остается новый израильский шекель). Ни одно из этих определений нельзя применить к биткойну и другим крипто-валютам.
Впрочем, даже помимо юридического определения, изучение их экономических параметров также показывает, что они не выполняют основные функции валют. Критически важен и фактор доверия, но и доверие это основано на предположении, что данное платежное средство законно, имеет «юридическое покрытие» и соответствует еще целому ряду традиционных экономических функций, которыми на самом деле крипто-валюты не обладают. В последнее время участились сообщения о том, что банки затрудняются оказывать услугу клиентам, которые хотят осуществить транзакцию со своего счета для покупки крипто-валюты. Добавим сюда анонимный характер этих денег, в результате которого их удобно использовать для отмывания капиталов и финансирования преступности, в обход правил FATF.
Все это, и многое другое, делает на данном этапе работу с крипто-валютами высоко-рисковыми финансовыми операциями. Потому, как сообщила доктор Надин Бодо-Трахтенберг, в департаменте контроля за деятельностью коммерческих банков создана рабочая группа, которая занялась исследованием всех особенностей операций с крипто-валютами. Но эти специалисты лишь приступили к изучению темы, они находятся в самом начале своей работы, и не все возможно узнать на данном этапе, потому что регуляторы в других странах мира также еще не выпустили, насколько известно, директив для банков по данной проблеме. «Поэтому пока никакого решения для клиентов, которые хотят обратить свои шекели или доллары в биткойны, нет. А в будущем оно будет найдено, но в координации с управлением по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма», — резюмировала Бодо-Трахтенберг.
Профессор Шмуэль Хаузер, подавший недавно в отставку с поста председателя Управления ценных бумаг, сказал, что рост цен на биткойн кажется ему мыльным пузырем. «По оценке «Морган Стенли», стоимость биткойна равна нулю. Кроме того, меня раздражают рекламные публикации, утверждающие, будто нет никакого риска в инвестировании в биткойн, вроде «не отдавайте свое сердце трусливым банкирам», потому что риск есть, он в том, что купившие виртуальную валюту могут стать жертвами мошенничества в случаях, когда обещания ничем не будут обеспечены. Если же такое мошенничество случится — кто защитит этих людей?» Хаузер призвал как можно быстрее сформировать законодательную базу, которая, среди прочего, позволила бы торговать на биржах крипто-валют по всему миру.
Источник: Детали