Заявив о своем бойкоте австрийской «Партии свободы», Израиль остался в дипломатическом одиночестве и вынужден искать лестницу, чтобы слезть со слишком высокого дерева и не вступать в ненужный конфликт с новоизбранным молодым канцлером Себастьяном Курцем, которого считают одним из самых перспективных и влиятельных политиков в Европе.
На этом фоне интересно взглянуть на общее положение глазами главного раввина Австрии Хаима Айзенберга, который дал интервью газете «Макор ришон».
Как сказал раввин Айзенберг, лидер «Партии свободы» Хайнц-Кристиан Штрахе «
не нацист, но его партия проблематична». Настолько проблематична, что 27 января руководители еврейской общины Австрии откажутся от участия в ежегодной церемонии международного Дня Катастрофы под эгидой правительства, чтобы не оказаться рядом с вице-канцлером Штрахе. По словам раввина Айзенберга, «лучше бы взяли в коалицию левых». Но правому канцлеру левые не нужны. Впрочем, хорошо информированный раввин Айзенберг высказал это же пожелание касательно израильского правительства: «Дай Бог, чтобы они поняли, что не будет ничего хорошего, если строить коалицию только на правых и ультраортодоксах».
Сам раввин Айзенберг — ортодоксальный еврей, и говорит, что так же выглядит вся еврейская община Австрии, состоящая из 10 000 человек: «У нас почти нет ни реформистов, ни консерваторов».
Раньше австрийские евреи ладили со всеми правительствами, но как быть, если в состав нового кабинета вошли пять министров (включая министра иностранных дел) из партии, которую никто не называет иначе как «ультраправой»? На этот вопрос пока ни у кого нет ответа.
Раввин Айзенберг заметил, что если в целом австрийские евреи не голосовали за «Партию свободы», два еврея оказались в одной коалиции: традиционный еврей и член общины Мартин Энгельберг входит в «Народную партию» канцлера Курца, а Давид Лазар – в «Партию свободы». По словам Айзенберга» «после Катастрофы евреи голосовали за социалистов, но потом положение изменилось. Теперь половина из них голосовала за «Народную партию» канцлера Курца.
Главный раввин не мог не отметить, что полумиллионная мусульманская община Австрии вызывает у евреев обоснованную тревогу, хотя пока, будучи занятыми проблемами трудоустройства, эти иммигранты полны не столько антисемитизма, сколько антиизральских настроений, что впрочем может поменяться в одну минуту.
У раввина Айзенберга есть свое отношение и к американской политике: от «иерусалимской декларации Трампа», говорит он, «мы не стали скакать от радости, потому что половина того, что он говорит, пустые слова. Кроме того, очень плохо, что Трамп сделал посредником своего зятя, ортодоксального еврея. Тут нужен человек, который может говорить с обеими сторонами».
Рафаэль Рамм
Источник: Детали