Вице-президент по международным связям израильского университета Технион, Боаз Голани рассказал об особенностях национального характера израильтян, причинах успехов Израиля в инновациях и о том, почему будущим программистам полезна служба в армии.
Кроме того, он поделился своими впечатлениями об Украине и украинских программистах.
Израильский университет Технион из года в год входит в сотню лучших вузов мира. В сфере аэрокосмических разработок он занял восьмую позицию (согласно рейтингу, составленному в Шанхайском университете). Одно из наиболее знаковых достижений выпускников Техниона — технология, которая позволяет наблюдать за поведением интернет-пользователей, не нарушая их права на конфиденциальность.
В университете действует предпринимательский центр — связующее звено между инвесторами и студентами. С помощью этого центра израильские бизнесмены вложили в подготовку стартапов более $300 млн.
Такие средства — мощный стимул для развития инновационного мышления у будущих инженеров. Но дело не только в деньгах. С самого юного возраста детей в Израиле приучают работать в команде, воспитывают лидерские качества и учат тайм-менеджменту.
Именно эти составляющие — ключ к успеху в подготовке конкурентоспособных специалистов. Об этом в своем интервью украинскому журналисту рассказывает вице-президент университета, Боаз Голани:
Почему, на ваш взгляд, в Украине до сих пор не возникло ни одной международной IT-компании?
— Об этом вы должны спрашивать в первую очередь у самих себя. И дело ведь не в том, что у вас в стране нет умных людей — в Украине их полно, особенно среди молодёжи. Но, к сожалению, все самые светлые умы стремятся уехать из страны: в США, Канаду, Германию. А те, кто остаётся в Украине, либо работают без мотивации, либо не совсем уверены в том, что внутренний бизнес-климат позволит им создать успешный продукт. Возможно, это не на 100% правда, но таковы мои впечатления.
С чем они связаны?
— Первое, с чем я столкнулся, приехав в Украину, — атмосфера нестабильности. По дороге из аэропорта в отель я заметил перед парламентом палатки. Мы застряли в пробке, поэтому у меня было время рассмотреть лица. В основном это молодёжь. Не знаю, чего они хотят. Но понятно: они чем-то недовольны и требуют перемен. Вот в такие моменты и ощущается та самая атмосфера нестабильности.
Понимаете, если человек хочет создать нечто столь же успешное, как Uber, Apple или Microsoft, ему в первую очередь нужна стабильность или, иначе говоря, уверенность в том, что у него будет поддержка местных властей, бизнеса и банковской системы. Доверие должно присутствовать абсолютно на всех уровнях. Если его не будет, ты либо уедешь из страны, либо будешь работать на других.
А какого мнения израильские предприниматели об украинских программистах?
— Я знаю много израильских бизнесменов в сфере IT, открывающих свои филиалы именно в Украине. Они нанимают украинских программистов, те получают за свой труд хорошее денежное вознаграждение. Но израильтяне в Украине ищут и находят только тех, кто хорошо выполняет техническую работу. Речь никогда не идёт о том, что в вашей стране есть лидеры, которые впоследствии будут занимать топ-должности в их фирмах.
Почему?
— Повторюсь: у украинцев не хватает мотивации. Мне сложно это объяснить. Я живу в совершенно другой среде. Каждый мой студент уверен, что станет следующим Биллом Гейтсом или Стивом Джобсом. Не знаю, сколько молодых людей в Украине думают так же.
Эту мотивацию в них вкладываете вы во время обучения?
— Часть нашей мотивации заложена в ДНК. Вопрос образования и образованности очень важен для любого гражданина Израиля. Каждая еврейская мама делает всё, чтобы её ребенок достойно учился. Кроме того, территория, на которой мы живём, тоже постоянно бросает нам вызовы. Говорят, что необходимость — мать всех изобретений. С самого начала существования государства Израиль перед нами стояла задача любой ценой преодолеть огромную пропасть между нами и нашими соседями.
Моя историческая родина в чём-то похожа на Израиль: Армения тоже весь период своего существования воюет с соседями. Тем не менее она не может похвастаться такими же успехами, что и Израиль, — ни в какой сфере. Как же так?
— Разница есть. У евреев долгое время не было своей земли. Мы всегда жили в разных местах, являлись национальными меньшинствами, были ущемлены в правах. Поэтому для нас стало обычным делом думать за рамками дозволенного. Если закрыли дверь — войди в окно. Всегда ищи способы осуществить задуманное, даже если все вокруг утверждают, что это невозможно.
Если же говорить о современности, то в Израиле есть уникальная формула бизнес-успеха, и связана она с армией.
С армией?
— Именно. В армии отбирают самых толковых военнослужащих и определяют их в управление военной разведки. Есть, например, популярное на весь мир подразделение 8200 — эквивалент американского NSA (Агентство национальной безопасности — подразделение электронной разведки в министерстве обороны США. — Фокус). Там служат тысячи людей. После того как эти ребята заканчивают службу, все они запускают стартапы.
Военное мышление и предпринимательское творчество совместимы?
— Это подразделение формирует особый склад ума. Вообще, в армии учат большому количеству навыков, которые можно использовать в будущем для повседневной жизни. В первую очередь вы научитесь правильно распоряжаться своим временем. С этой проблемой сталкиваются все студенты в мире, кроме моих — они безупречны в вопросе тайм-менеджмента.
Во-вторых, в армии никогда ничего не делаешь в одиночку — ты работаешь в команде. Значит, автоматически учишься формировать свою команду, а это очень важно во время создания стартапа.
В-третьих, в каждой команде есть лидер, тот, кто решает, в каком направлении двигаться всем. Армия учит подчиняться лидеру.
Четвёртое качество: принимать решения и действовать в условиях неопределённости. Ведь они работают в бизнес-среде, которая постоянно меняется. Соперники в любой момент могут опередить тебя. Если человек служил в армии, он обязательно научился этим навыкам. А так как в Израиле молодые люди сначала идут в армию и только потом получают высшее образование, то студенты приходят к нам на учёбу уже натренированными.
Иногда денег может не хватить, потому что в начале работы любой стартап ограничен в финансах. Мы понимаем, что Израиль не такая богатая страна, как, например, США, поэтому на некоторые задачи средства могут не выделить. В таких случаях нужно уметь импровизировать. Импровизация — один из синонимов стартапа.
Среди секретов успеха, наверное, не последнее место занимает и господдержка?
— Важный момент. Много лет назад наше правительство приняло ряд правильных решений, которым, к счастью, продолжает следовать до сегодняшнего дня. В 1960-х был создан специальный департамент Министерства экономики, куда вошли ведущие учёные страны. Главой этого департамента назначили не политика, а технократа. Ему дали огромный бюджет, который, кстати, таким остаётся и по сей день.
Затраты Израиля на исследования и разработки до сих пор самые высокие в мире — 4,7% госбюджета ежегодно выделяется на эти цели. Сегодня данный департамент называется Израильский инновационный орган. Он финансово поддерживает огромное количество разработок. Если стартап впоследствии становится успешным, то государство получает обратно вложенные деньги, если же проект прогорает — никакого наказания его создателю не будет, возвращать деньги ему не нужно. Такая схема мотивирует молодёжь работать.
Ну и в заключение стоит, наверное, сказать о регуляторной стратегии. Государство создало благоприятные условия в плане налоговых льгот для транснациональных корпораций. Такая политика себя вполне оправдала, потому что сейчас у нас в стране работает более ста мировых компаний. Они основали мощные центры разработок по всей стране. Всё это создаёт благоприятный предпринимательский климат.Источник: Фокус