Результаты недавно опубликованного исследования гласят, что человек может жить до 140 лет. Вот только для этого необходимо не просто лечить локальные недуги – неизбежные спутники пожилого возраста, – но и вмешаться в сам процесс старения. Довольно смелое заявление, потому как хотя из-за прогресса медицины продолжительность жизни в развитых странах заметно увеличилась – но с рекордами всё гораздо скромнее.
Так действительно ли генетика человека запрограммирована не более чем на 115–120 лет – или роковой порог все-таки можно преодолеть? В 2016 году ученые нью-йоркского Медицинского колледжа им. Эйнштейна опубликовали работу, где заявлялось, что максимальная продолжительность жизни составляет 115 лет. Правда, оппоненты утверждают, что разработка замедлителей старения – не более чем вопрос времени и 120 лет для человека не предел. Современные геронтологи убеждены, что в продлении жизни помогут не искусственно выращиваемые органы и прочие «запчасти» – нет, необходимо естественное сдерживание процессов старения, что и продемонстрировано в опытах на животных. Профессор Хаим Коэн, руководитель лаборатории молекулярного механизма старения Бар-Иланского университета, убежден, что максимальная длительность жизни вырастет на 30% – с нынешних 115–120 до 140–150 лет. «За минувшее столетие средняя продолжительность жизни увеличилась очень резко, – рассказал Коэн в интервью газете Haaretz, – на 72% за последние 60 лет. Но максимальная продолжительность выросла только на 8%».
В какой-то мере всё это объясняется резким сокращением младенческой смертности. Свою роль сыграли также распространение вакцинации, антибиотики и более высокие стандарты гигиены. Неудивительно, что средняя продолжительность жизни поднялась с 45 лет в 1900 году до 66 в 1950-м и до 82 лет в 2014-м. Максимальная же продолжительность росла в основном с 1960-х по 1980-е, за последние два десятилетия оставаясь довольно стабильной (максимальная продолжительность жизни рассчитывается исходя из того, сколько прожили 10% самых старших членов популяции). «Мы рассмотрели, являются ли нынешние рекордные показатели продолжительности жизни максимально возможными в принципе, – отмечает Коэн. – Такой параметр, как средняя продолжительность жизни, определяется в основном уровнем развития медицины».
До начала XX века смерть от старости была своего рода привилегией, дарованной далеко не каждому. В 1900 году лишь 30% всех смертей было обусловлено старостью и типично старческими недугами, тогда как более половины вызывалось инфекционными заболеваниями. В 1950-х картина резко изменилась – более 80% смертей сейчас связано с заболеваниями, распространенными в основном среди пожилых. Но почему же эти факторы, сказавшиеся на показателях средней продолжительности жизни, так слабо повлияли на ее максимальную продолжительность? До сих пор медицина почти не вмешивается в процесс старения как таковой. Но что произойдет, когда наука напрямую займется метаболизмом, ответственным за старение? Хаим Коэн убежден – благодаря развитию медицины максимальная продолжительность жизни вырастет на два- три десятилетия. И подтверждает это тем, что за последние 20 лет проведены сотни экспериментов по замедлению старения у грибов, мух, червей, мышей, крыс и даже у низших обезьян. «Максимальную продолжительность удалось поднять на 30%. Уверен, генетическое изучение процессов старения позволит ощутимо увеличить и среднюю, и максимальную продолжительность жизни, – подчеркивает профессор. – Наша цель – замедлить процесс старения и продлить жизнь с помощью медикаментов».