Цахи, мелкий торговец в Копенгагене, Даниэль, организовавший сервис «музыкальных услуг» в Берлине, целые семьи, обосновавшиеся в Калифорнии… Более полумиллиона израильтян живут за границей. Почему они идут на этот шаг и собираются ли возвращаться — в репортаже Ynet.
Сколько всего израильтян живет за пределами своей страны? Точного ответа не знает никто, но по данным Центрального статистического бюро более полумиллиона израильтян выехали из страны в 1990-2015 годах на период более года. Статистика не различает тех, кто решил уехать «насовсем», работников хай-тека, отправляющихся на стажировку в Калифорнию, и демобилизовавшихся солдат, путешествующих по Индии.
Сегодня, в отличие от 60-70-х годов, эмигрирующих из Израиля уже не считают предателями, покинувшими маленькую неспокойную и сравнительно бедную страну ради неограниченных возможностей за океаном.
Основные причины, выталкивающие людей из Израиля, — социально-экономические. Считается, что опасения из-за ситуации с безопасностью в стране не оказывают на эмиграцию существенного воздействия.
Как отмечает Карин Амит, специалист по вопросам миграции населения в Академическом центре им. Руппина, средний уровень образования и доходов эмигрантов выше среднего по стране. То есть можно сказать, что страну покидают лучшие. Представители же низкооплачиваемых и малообразованных слоев эмигрируют значительно реже. Как правило, они уезжают при наличии родственников за границей или если предоставляется неожиданная возможность трудоустройства.
По словам Амит, большинство израильтян эмигрируют в США и оседают там в крупнейших городах — Нью-Йорке, Бостоне, Лос-Анджелесе, Майами и других.
Вторая цель, привлекающая израильтян, — Западная Европа, прежде всего Лондон и Берлин. Причины — в основном тоже экономические, уезжают главным образом молодые одиночки или семьи без детей — образованные, левых взглядов и обладатели паспортов европейских стран.
Германия в целом и особенно Берлин становится все более популярным направлением израильской эмиграции. Как отмечает профессор Гад Яир, один из авторов книги «Аhава hи ло практиш» («Любовь непрактична»), Берлин особенно привлекателен для израильтян, поскольку может предложить нечто противоположное тому, к чему эмигранты привыкли у себя дома.
Тем не менее Яир считает, что большинство израильтян рано или поздно покинут Берлин и вернутся домой: культурный разрыв слишком велик. Уроженцы Израиля никогда не превратятся в немцев, а так и останутся иностранцами, считает он.
Помимо коренных израильтян, эмигрантами часто становятся недавние репатрианты. По оценкам, из 1,3 млн репатриантов, прибывших из бывшего СССР, около 20 процентов двинулись дальше — в США, Канаду или — вернулись в страны исхода.
В последние десятилетия мир коренным образом изменился. Ни у кого нет сомнений, что с покинувшими еврейское государство гражданами следует поддерживать связь, а не воспринимать их как «отрезанный ломоть».
При этом подчеркивается, что как правило израильтяне предпочитают общаться с другими выходцами из Израиля, а местные еврейские общины они чаще всего игнорируют. «Большинство экспатов нерелигиозны и израильская идентичность доминирует у них над еврейской», — подчеркивает Амит.