Айлет Шакед высказала свою точку зрения на темы, связанные с «законом о национальном характере» и воссоединении семей. По ее мнению, в Израиле, как в еврейском государстве, должны быть обеспечены равные гражданские права, но не равные национальные права.
Министр юстиции, выступая на конференции организации «Израильский конгресс за иудаизм и демократию», подвергла критике Верховный суд за то, что он предпочитает демократические ценности — еврейским.
С одной стороны, она подтвердила, что Государство Израиль должно быть еврейским и демократическим, и эти ценности должны быть уважаемы и общеприняты. С другой стороны, ссылаясь на решение Верховного суда в отношении закона о воссоединении семей, она полагает, что «в определенных случаях сохранение еврейского большинства должно быть защищено даже ценой нарушения некоторых других прав».
Вопрос о конституционности закона, который препятствует воссоединению семей израильских арабов со своими палестинскими супругами, обсуждался дважды в Верховном суде. В конце концов, после острейшей дискуссии, большинством в шесть голосов против пяти, судьи отдали приоритет соображениям безопасности над правами семей.
В своем выступлении Шакед цитировала покойного судью Михаэля Хешина, который одобрил этот закон. В своем обосновании он написал, что хочет проснуться от сна, в котором государство Израиль является лишь утопией.
«Меня беспокоит как позиция государства, так и судей, которые не принимают во внимание демографические причины, а видят лишь соображения безопасности», — добавила министр. По ее мнению, государство должно заявить о приоритете сохранения еврейского большинства, даже непростой ценой «нарушения прав».
«Я считаю, что обе ценности, еврейские и демократические, могут сосуществовать вместе, но пока, с конституционной точки зрения, у демократии есть преимущество, и мы должны уравновесить это. Надо предоставить Верховному суду законодательный инструмент, который даст приоритет еврейству», — пояснила министр.
Согласно Шакед, целью «закона о национальном характере государства» является предотвращение ряда постановлений, таких, например, как положение от 2000 года, запрещающее дискриминацию при принятии арабов в общинные поселения.
«В нашем законодательстве общечеловеческие ценности и права человека уже закреплены очень серьёзно, — сказала она, но национальные и еврейские ценности имеют меньшую юридическую защиту».
По её мнению, за последние двадцать лет приоритет все больше отдавался универсальным ценностям, и все меньше — еврейскому характеру государства. Закон «О национальном характере государства Израиль» должен быть «инструментом, который мы хотим дать Верховному суду».
Шакед проиллюстрировала свою позицию, обратившись к вопросу о депортации беженцев. По ее словам, без возведения забора на границе и законов о предотвращении инфильтрации «мы увидим здесь вид ползучей оккупации, которая идет с африканского континента. И когда суд обсуждает законы, он также должен принимать во внимание еврейский характер государства».
Что касается намерения не включать слово «равенство» в предлагаемый закон, Шакед сказала, что «государство Израиль — это еврейское государство, а не государство всех представленных в нем национальностей.
Это значит, что в нем соблюдается равенство прав граждан, а не равенство национальных прав. А когда есть слово «равенство», суд может трактовать его слишком широко – хотя в ситуациях, требующих сохранения еврейского характера Государства Израиль, это иногда может происходить за счет равенства.
Предлагаемый закон не рассматривает вопрос о еврействе. «У каждого — свое еврейство», — сказала Шакед. — «В законе, когда вы говорите о еврее, вы говорите о национальности, и этот закон в конечном итоге нужен суду для повседневного использования».
Она пояснила: в следующий раз, когда возникает вопрос о том, может ли поселение быть целиком еврейским, я хочу услышать ответ «да».
Министр представила цифру, согласно которой евреи в Галилее и на Голанских высотах, за исключением Хайфы, составляют 43% от общей численности населения.
«Евреи — меньшинство в Галилее. И я не считаю словосочетание «еврейская Галилея» грубым, — сказала она. — Мы говорили так в свое время, за исключением последних нескольких лет, это законное выражение. Полагаю, эта позиция не ущемляет законных прав арабских жителей Израиля».
Источник: Детали