Кто созиждет Дом молитвы?

Есть города, которые сразу можно узнать по уникальному силуэту, образуемому историческими зданиями, возвышающимися над массивом застройки. 

В компании штурмующих небо Таллина и Риги, Парижа и Нью-Йорка присутствует Калининград, получивший в наследство от своей довоенной истории католические и лютеранские культовые здания с остроконечными колокольнями и позднее украшенный маковками православных храмов.

В ночь с 19 на 20 февраля привычный силуэт самого западного российского города претерпел серьёзное изменение: рядом со шпилями, на которых держатся кресты и флюгеры, появился купол, который в скором времени увенчает шестиконечная "звезда Давида" – в Калининграде строится синагога. 

Калининград – уникальный российский город, где есть повод вспоминать о ночи погромов в немецком рейхе - печально знаменитой "хрустальной ночи" 9 ноября 1938 года, когда город ещё был немецким и в нем была многочисленная еврейская община. С момента возникновения в 1989 году первого еврейского общества в уже советском Калиниграде сложилась традиция собираться 9 ноября на месте разрушенной синагоги, рядом с уцелевшим памятником еврейской истории Кёнигсберга – общинным сиротским домом.

Около двадцати лет назад местные власти приняли решение о передаче земельного участка, где сохранился фундамент кёнигсбергской синагоги, под строительство калининградского еврейского дома молитвы. Но путь к закладке первого камня был непростым и нескорым - на месте синагоги стоял шатёр цирка шапито и нужно было решить вопрос о его переносе в другое место. Началу стройки предшествовали несколько судебных процессов, решавших судьбу участка и правомерность разрешения на строительство.

 «Процесс пошёл», когда его возглавил один из наиболее успешных калининградских бизнесменов Владимир Кацман, переехавший на Балтику из Грозного. По этому поводу рассказывают, что однажды приехал из Нью-Йорка бывший калининградский еврей, ведущий там успешный бизнес, собрал калининградских коллег и предложил собирать деньги на строительство синагоги. «Знаешь, - сказал ему Кацман, - надо меньше говорить, больше делать: сними часы, продай и заложи фундамент. А не хочешь, я сам начну строительство». И начал.

Семья Кацмана имеет корни в Белоруссии, она из тех ашкеназских семей, которые составляли костяк грозненской хозяйственной и культурной элиты советских времён, среди евреев Грозного ашкеназов было большинство. С горскими евреями из грозненского района Слободка, Кацман, по его словам, контактировал мало, но желая участвовать в еврейской благотворительности, еврейский "чеченец" проявил горский темперамент и стал инициатором двух амбициозных проектов.

Первый из них – установка в январе  2011 года памятника жертвам массового убийства узников концлагеря Шуттхоф, совершенного нацистами 31 января 1945 года в приморском городке Пальмникен  (ныне Янтарный). В октябре того же 2011 года состоялась и закладка синагоги. Ее проект разработала архитектор Наталья Лоренс, чьё происхождение символично – ее отец российский немец, а мать еврейка из сефардов. Наталья носит материнскую фамилию, свидетельствующую о принадлежности к потомкам изгнанных из Испании в 1492 году евреев.

Дедушка Наталии, Лоренс приехал в СССР из Германии участвовать в строительстве социализма, но оказался на стройке ГУЛАГа, откуда не вернулся. Родители будущего архитектора познакомились в Ташкенте, куда уже в хрущевское время смогли переехать из ссылки. Наталья родилась под Карагандой. Воспоминания ее детства связаны с горскими евреями, к которым всегда тянулась ее мама:

«Это были люди очень добрые, готовые помочь. Я навсегда запомнила сапожника Песаха, который сшил мне детские туфельки. У этих людей были красивые "религиозные" имена в честь еврейских праздников и мудрецов - Песах, Хануко, Рамбам, Раши... Они уступали ашкеназам в интеллектуальной изощренности, но очень ревностно относились к религии и традиции - еврейские праздники они справляли всюду и всегда.

Оттуда из "горского" детства у меня постоянная потребность приходить в синагогу, в еврейское общество. Когда я училась в Новосибирске, ходила на еврейские праздники, тогда ещё полуподпольные. Но здесь были уже ашкеназские евреи - инженеры, врачи, преподаватели. Синагоги там не было. Помню, в семье Якобсон собирались, у них был особняк, помещалось человек 30-40. Меня пригласил одногруппник  Гена Гольдман, его отец был архитектором. Он целый год присматривался, пока понял, что меня можно пригласить... 

Когда в 1992 году я приехала в Калининград, меня несколько огорчило отсутствие синагоги - ведь когда-то в этом городе было несколько общин, которые спорили между собой и собирались в разных синагогах. Меня всегда удивляло, почему среди евреев существует разобщенность, я с детства помнила, что храм был один, поэтому я с такой охотой участвую в восстановлении большой кенигсбергской, так называемой "Новой" синагоги. 

 А впервые я соприкоснулась с деятельностью общины, когда в Калининграде шли работы по благоустройству старого еврейского кладбища. Я, по просьбе архитектора Юрия Забуги, делала кое-какие расчёты для мемориальной стены...»

Фасад новой калининградской синагоги повторяет очертания «Новой» кенигсбергской, стоявшей напротив главного городского храма – Кафедрального собора, у стен которого расположена усыпальница главного персонажа городской истории – философа Иммануила Канта. Сюда всегда приходят гости Калининграда, и синагога, напоминающая о своеобразных страницах  его истории, сделает экскурсии более познавательными для  туристов исповедующих любую религию или никакую.

Всплеск внимания к возрождаемому еврейскому дому молитвы ожидается в дни игр чемпионата мира по футболу, которые в июне пройдут в Калининграде, ведь дорога на построенный специально для этого события стадион будет идти мимо здания, увенчанного на днях куполом. Установку купола оплатил предприниматель Игорь Рабинович. 

Значительные суммы внесли на строительство калининградские бизнесмены – Гарри Гольдман, Борис Печерский, Леонид Плитман и другие. Есть и более скромные пожертвования, в том числе не превышающие тысячу рублей, от простых горожан. Но на сегодня Владимир Кацман остаётся основным финансовым донором проекта. Он уже вложил в строительство более 150 миллионов рублей и надеется на поддержку коллег-бизнесменов, а также поддержку еврейских общин и организаций России и всего мира. В планы предпринимателя входит строительство вокруг синагоги «еврейского квартала», где будут кафе, магазины, гостиницы, выдержанные в соответствующей стилистике. 

Наталья Лоренс так комментирует ситуацию с финансированием проекта: «С детства от окружавших меня горских евреев я усвоила, что еврейская благотворительность, как и еврейская молитва действенна, когда совершается в общине, так и строительство дома молитвы не должно держаться на инициативе и доброй воле одного человека. Идет сбор средств, каждый взнос учтён и упомянут на сайте «Фонда строительства синагоги». Значение имеет не только размер взноса, но и сам факт участия»

Будем же молиться за успех благого дела, помня при этом слова псалмопевца: «Если Господь не созиждет Дом, тщетны усилия зодчих» (Пс., 126) 

Автор: Виктор Шапиро

Похожие статьи