Лайфхак от Антона Долина: «Работа лучше всего лечит от плохого настроения!»

Антон Долин – популярный российский журналист, кинокритик, ведущий радиостанций «Маяк» и «Вести ФМ», кинообозреватель телепередачи «Вечерний Ургант» на Первом канале, кандидат филологических наук, а также главный редактор журнала «Искусство кино» – продолжатель дела ушедшего Даниила Дондурея. Ну и, конечно, он ещё и сын известной мамы – российской поэтессы и певицы-барда Вероники Аркадьевны Долиной.

Когда-то Антон окончил филологический факультет МГУ им. Ломоносова и даже защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему: «История советской повести-сказки». Но после ушёл в журналистику и дважды становился лауреатом премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. Мы поговорили с Антоном о прошедшем 68-м Берлинском кинофестивале, где он побывал как кинообозреватель, а также о воспитании сыновей, Аркадия и Марка, и любимых израильских блюдах известного журналиста.

– Антон, знаю, что недавно вы летали в Германию на Берлинале, чем запомнилось мероприятие в этом году?

– Да, я только вернулся с 68-го Берлинского кинофестиваля, езжу туда каждый год, начиная с 2003-го. Десять дней там показывали сотни фильмов из разных стран мира. Некоторые из них я смотрел, будучи критиком, чтобы затем рассказать о своих впечатления в российских СМИ. У этого мероприятия, как всегда, был привычно высокий уровень, но очень часто бывает, что побеждает тот фильм, который большинству критиков не понравился, а при этом пришелся по душе жюри. В этот раз именно так и случилось. За кем здесь правда, будет понятно только через много-много лет, когда какие-то картины в истории останутся, а другие исчезнут. Из опыта могу сказать, что бывало и так, что критики хвалили киноленту, а та вскоре пропадала без следа. Большой драмы я тут не вижу, главное, что на фестивале было показано много интересных и достойных картин. Некоторые из них получили награды, некоторые – нет. Лично я болел за фильм, который не имел шансов на одобрение критиков – это работа под называнием: «Моего брата зовут Роберт, и он идиот». Картина немецкого режиссера Филипа Гренинга, трехчасовое философское кино. В то же время было ясно, что фильм может понравиться жюри. И так и произошло – она стала лучшей. Но, конечно, эта картина – один из самых радикальных экспериментов в этом сезоне.

– У вас огромный список занятий и должностей. Как все успеваете?

– Вы правы, если честно, успеваю с большим трудом, но каким-то образом все это совмещаю. Веду эфиры на двух радиостанциях – «Вести FM» и «Радио Маяк», они принадлежат крупнейшему российскому медиахолдингу ВГТРК, обе студии которого находятся друг напротив друга, в одном здании. Поэтому, это очень удобно. Помимо этого, постоянно езжу на эфиры Первого канала, в программу «Вечерний Ургант». Много времени занимает дорога туда-обратно, а усилий на саму телесъемку тратится не так уж много. Пишу для интернет-издания «Медуза», до 5-6 статей в неделю, все зависит от плотности информационного потока, могу фиксировать свои мысли и по дороге куда-то. Часто езжу в другие города и страны с лекциями и много пишу именно в транспорте, люблю прямо там создавать новые статьи. Вообще, больше всего мне по душе – писать, этот процесс нравится куда больше, чем выступать на радио или в телеэфире. Иногда, выкраиваю время и тружусь над своими книгами. Стараюсь, помимо всего перечисленного, чаще выбираться в кино. И ко всему прочему, руковожу журналом «Искусство кино», который выходит раз в 2 месяца и не требует моего постоянного присутствия на рабочем месте. Видите, как много на мне всего? Стараюсь все гармонично сочетать и компоновать.

– Что дает вам силы и энергию, где тот «живительный источник», который позволяет жить так активно?

– А я просто не представляю жизни без этих занятий! Есть люди, для которых работа –источник уныния, а я обожаю писать, вести эфиры, мне это безумно нравится! Люблю кино и вообще, любые виды искусства и творчества, у меня есть фавориты и в балете, и в опере, и в живописи. Сказывается, наверное, мое литературоведческое образование. Вот этим и подпитываюсь. Но и, конечно, моральные силы дает моя семья.

– Вы еврей. Сталкивались ли когда-то лично с антисемитизмом?

– Скажем так – я встречался с антисемитскими комментариями в интернете обо мне или моей семье от чужих, незнакомых людей, но эти вещи не задерживаются в моей памяти и никак не задевают. Наоборот, я очень рад, что у меня огромное количество родни в Израиле. Хотя я нерелигиозный человек. Мои бабушка с дедушкой, стопроцентные евреи, были атеистами. Одним словом, антисемитизм меня практически не коснулся. Но если брать не мою историю, а это негативное явление в принципе, то вижу, что он присутствует повсеместно и никуда не делся.

– Читала где-то ваши слова, что там, где обижают евреев, в вас моментально «просыпается еврей»…

– Да, в таких ситуациях у меня может взыграть национальное чувство!

– Что значит Израиль в вашей жизни? За что любите эту страну?

– В Израиле живет большое количество моих родственников и друзей, на Святой Земле потрясающе красиво, и меня очень впечатляют еврейские достопримечательности – чего стоит один только Иерусалим! Волшебный город! Еврейское государство – совершенно дивная страна, с тремя морями, с теплыми радушными людьми, с потрясающей кухней и традициями! Возможно, у израильтян есть какие-то претензии к государству, но поскольку я – не гражданин этого чудесного места, мне об этом судить как-то неловко.

– Что предпочитаете из ближневосточных блюд Израиля?

– У меня аж слюнки текут от форшмака и цфатского сыра! Для тех, кто не в курсе – это полутвёрдый сыр, производимый в Израиле, с упругой консистенцией и невысокой жирностью и солёностью. Также очень люблю баклажаны, жаренные на огне, и вообще все «баклажанное», что готовится в Израиле. Ну и, конечно, блюда с хумусом и тхиной – тоже моя слабость.

– У вас в семье подрастают два мальчика. В честь кого вы дали им имена? Расскажите немного о них.

– У меня два сына, Аркадий и Марк. Назвал я их не в честь кого-то, просто вместе с женой выбрали имена, которые нам показались подходящими и симпатичными. Правда, моего дедушку тоже звали Аркадием.

Марк увлекается рок-музыкой и современной модой, просмотром кино, но это естественно, есть в кого! (Смеется). Аркадий любит читать, слушать музыку, занимается на фортепиано – это его главное увлечение. Оба играют в любительских театрах.

– Ваша мама, Долина Вероника Аркадьевна, известная российская поэтесса и певица-бард. Какие между вами сложились отношения? В строгости ли она воспитывала вас? Часто ли посещаете ее выступления?

– Для меня она просто мама, как вы можете догадаться. Всегда была ею и надеюсь, будет и дальше. Никакой строгости с ее стороны и в помине не было, мы всегда были хорошими друзьями. Сейчас тоже стараюсь ходить на ее концерты, правда из-за острой нехватки времени это, к сожалению, происходит не так часто…

– О чем мечтаете?

– Хотел бы трудиться немного поменьше, сбавить обороты. Было бы здорово больше времени проводить с семьей!

– Но вы же можете сами от чего-то отказаться и исполнить свою мечту?

– Похоже, что не могу…

– В передаче «Вечерний Ургант» вы много смеетесь. Это у вас от души, искренне, или потому что таков формат юмористической программы?

– Конечно искренне, тем более, что мои актерские способности близки к нулю. И если шутка не остроумна, никогда не смог бы выдавить из себя смех!

– Как боретесь с дурным настроением? И какие советы дадите нашим читателям?

– Плохого настроения у меня почти не бывает, исхожу из принципа «ты в любом случае просто идешь и делаешь свое дело, независимо от внутренних эмоций". А мой лайфхак –работа лечит любые невзгоды. Работайте больше и лучше, и тогда ничто не будет вас расстраивать и огорчать!

Беседовала Яна Любарская

 

 

 

 

Похожие статьи