Брош об Израиле

«Я люблю Израиль, живу здесь 27 лет и хочу познакомить вас с моей страной. На моем канале вы увидите разные места Святой Земли, пройдетесь по ее  улицам, паркам, лесам, пляжам, заповедникам. Посетите магазины, рынки, кафе, увидите приготовление простых и вкусных израильских блюд, встретитесь с интересными людьми, а я с удовольствием отвечу на ваши вопросы! Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые видео. Добро пожаловать!» — так красиво и маняще звучит описание русскоязычного YouTube-канала, оптимистично настроенной преподавательницы Шуламит, переехавшей в еврейское государство из Риги. Наша героиня еще и популярный русскоязычный израильский  видеоблогер, давно и успешно  ведущий на YouTube свой канал, под названием «ВROSH об Израиле», причем число ее подписчиков постоянно растет. Шуламит рассказывает в своих видео о еврейских праздниках, затрагивает социальные темы, показывает различные уголки Израиля, дает советы, как лучше учить иврит, рассуждает об особенностях жизни израильтян, об отношении к детям и старикам, рекомендует, как быстрее влиться в израильское общество новым репатриантам, снимать ли им на первых порах жилье или лучше покупать, показывает свои покупки и цены в местных магазинах и на рынках, знакомит подписчиков с льготами  для матерей-одиночек и готовит для своих любимых зрителей аппетитные национальные блюда, такие как гоменташен или пышущие жаром ханукальные пончики.

***

Давно смотрю ваш канал, спасибо вам за ваш труд! Шуламит, так ведь вас зовут по-настоящему? Откуда вы родом?

Родилась в Латвии, в городе Рига. Мои родители в то время были студентами университета. После окончания  учебы они много работали, и пришлось взять в дом няню, которая не говорила по-русски. Родители даже колебались, в какую школу меня отдать, но все же выбрали русскую.

С антисемитизмом когда-либо  сталкивались?

С проявлениями антисемитизма не сталкивалась ни в детстве, ни в юности. Наверно, это было связано с тем, что Рига была интернациональным городом, там проживали люди очень многих национальностей. Кроме того, обитала в центре столицы, где проживало немало евреев, в моем классе половина учеников и преподавателей были «нашими людьми». Тем не менее ощущала свою «инакость», с раннего детства чувствовала, что что-то не так. Дома слышала, как бабушки и дедушки, реже мама и папа, говорят на каком-то незнакомом языке — идише.  Посторонние люди этого языка не знают, но изредка попадаются   незнакомцы, говорящие так же. А мацу, которую так любила, почему-то запрещалось выносить на улицу. Свинину в доме не ели никогда. Но главное, что заставляло меня чувствовать свою инородность, — это мое имя, ведь у всех детей были обычные имена: вокруг бегали Тани, Лены, Саши, на худой конец — Айвары и Гунты. Даже девочка по имени Авива была более своей, ведь последняя буква ее имени была гласной, как принято в русском и латышском языках. А меня величали Шуламит. Правда, несколько позднее я познакомилась с двумя моими тезками, это было летом, на даче. Одним словом, всегда знала, что мы евреи. Имела уже тогда полное представление о наших традициях, ведь моя бабушка зажигала со мной ханукальные свечи, покупала  мацу на Песах, мы дружно отмечали Рош а-Шана. Но мои родители, хоть и не забывали традиции своего народа, все же были светскими людьми, и я выросла атеисткой.

Из истории известно, что с  середины шестидесятых годов прошлого века в Риге стали нелегально функционировать группы по изучению иврита, а затем был  издан первый в Советском Союзе журнал еврейского самиздата —  «Итон». Евреи Риги одними из первых в Советском Союзе начали активное движение за репатриацию в Израиль. А как лично вы решились на отъезд?

Когда мне было шесть лет, спросила у мамы: «Почему у всех народов есть своя страна, а у евреев нет?» И мама рассказала мне об Израиле. Так у меня появилась моя страна. С годами научилась распознавать «своих», и мне было с ними проще, легче. Постоянно рос мой живой интерес к еврейской теме, я уже не только расспрашивала, но и читала все, что можно было найти, узнавала все больше нового о трагической и невероятно длинной истории своего народа. Чем больше фактов открывалось мне, чем старше становилась, тем сильнее гордилась своими корнями. Видимо, это и явилось одной из причин, которые привели меня в Израиль, помогли выучить иврит и почувствовать себя дома. На историческую родину мы приехали в 1990 году, поселившись в пригороде Хайфы, как и все регулярно ходили в ульпан, учили иврит. Конечно, пришлось тяжело, но мы были молоды, здоровы, полны надежд. В двух словах этого и не расскажешь. Многое описала в своих видео, там вы найдете информацию о первом дне в Израиле, о моей первой работе, о том, как я учила иврит. Мне очень хотелось его выучить, иногда даже казалось, что я его не учу, а вспоминаю. В итоге удалось овладеть языком в достаточной степени, чтобы работать учителем и  даже проводить семинары для своих  коллег, учителей математики, так как я трудилась учителем старших классов. Конечно, и самой пришлось пройти обучение  на курсах для преподавателей.

Что еще помните  из солнечного  детства?

Помню летние каникулы, прочно связанные с Юрмалой, где каждое лето мы жили на даче в Дубултах. По соседству находился дом творчества писателей, известный всему Советскому Союзу. Кого только мы там не встречали! Лето в Юрмале всегда было полно разных событий, встреч, знакомств с интересными людьми. Но уже в 15 лет  мне стало там тесно, окунулась в путешествия, а  став студенткой ходила в турпоходы, забиралась на вершины гор в Крыму, на Кавказе, на  Карпатах.

Где учились?

После окончания школы поступила в университет, выбрав специальность физика, а затем, завершив обучение, уехала на год на север, в Заполярье, где отбывал службу мой муж. Он попал туда после окончания института. С тех пор мы с ним вместе, сегодня у нас уже два взрослых сына. Что касается мужа, то сначала на курсах, а потом и самостоятельно он изучил программы для черчения на компьютере и уже много лет работает по своей специальности инженером-механиком. По своему характеру супруг — «непробивной» человек, но целеустремленный и ответственный. И так как он был еще до приезда хорошим специалистом, то и в Израиле смог применить свой опыт.

Случались ли у вас после репатриации периоды отчаяния и депрессии?

Да, были. Но в трудные минуты нам помогало чувство юмора, ведь в любой ситуации можно найти что-то смешное. Хочу отметить, что мне очень повезло в жизни. У меня была (и есть) любящая семья, меня всю жизнь окружали творческие люди. Находясь на Святой Земле, познакомилась с художниками (к тому времени начала писать маслом на холсте, даже участвовала в выставках), у нас даже образовалась группа, объединенная общими интересами. Это было замечательное время, ощутила себя  в кругу единомышленников. Когда меня спрашивают, за что я люблю Израиль, отвечаю, что нельзя любить за что-то. Правильнее поинтересоваться: «Почему ты любишь Израиль?» У меня даже есть такое видео, которое так и называется: «Почему я люблю Израиль».  Кратко можно ответить так: я люблю Израиль, потому что чувствую кровную связь с этой страной.

Число подписчиков вашего канала растет, спектр тем заметно расширяется, и выходят они все чаще и  чаще, в более качественном  формате. Но вернемся назад… Когда и при каких условиях вы  начали снимать ролики?

Это произошло два года назад. Русскоязычных блогеров в Израиле на тот период было — по пальцам пересчитать. А у меня назрела  потребность познакомить людей со своей страной, хотя в тот момент не умела ничего, что так необходимо  блогеру: монтировать видео, строить интересные сюжеты, выставлять правильный свет. Сначала просто  снимала свои прогулки по Израилю, а так как мне начали задавать разные вопросы, круг тем видео постепенно расширялся. Неожиданно число подписчиков выросло, на канале сложилось сообщество любимых зрителей, с которыми у меня возникли удивительно теплые, искренние отношения. Многие пишут мне личные письма, рассказывают о себе. А что может быть ценнее общения между людьми? С некоторыми зрителями и другими блогерами познакомилась лично. Когда открывала свой канал, даже не представляла, что этот шаг  приведет к таким восхитительным результатам! Это очень захватывает! Приглашаю всех в мой мир

Что планируете на будущее?

Пока ничего не планирую, а дальше — жизнь сама подскажет.

Беседовала Яна Любарская

Теги

Похожие статьи