Братья Эйхфусы: «Став вести передачу о продуктах, совсем перестали есть…»

«Не  берите это молоко! — шепчет одна женщина другой, стоя у полок магазина. — Вчера Эйхфусы в своей передаче нашли в нем много вредного…» — настойчиво  объясняет она удивленной товарке. И действительно, благодаря их бесценным советам, россиянам удается существенно экономить при выборе товаров в супермаркетах, отдавая честно заработанные деньги лишь за качественные, полезные продукты. Андрей и Кирилл Эйхфусы — харизматичные братья-близнецы, популярные российские телеведущие, а еще яркие примеры того, как легко и безболезненно, при одном лишь желании и соблюдении несложных правил, можно прийти к тшуве. Обладая богатой журналистской биографией, эти двое абсолютно лишены звездного пафоса, просты и легки в общении, открыты миру и поражают искренней  доброжелательностью, огромной эрудицией, стремлением постоянно быть в гуще культурных и политических событий, узнавать новое. А теперь о каждом из них более подробно. Кирилл начинал работу на телевидении на телеканале «Дарьял ТВ», у Аркадия Вайнера и Натальи Дарьяловой, корреспондентом информационной программы «Гранки +», в 1998 году. С 2000 по 2001 год молодой человек вёл с братом шоу о боях без правил, затем трудился на телеканале «ТВ Центр» в качестве парламентского корреспондента программы «Городское собрание»,  ведущего рубрики в этом же проекте. В 2006 году он был  номинирован на премию «Тэфи» как лучший репортёр телеканала «ТВ Центр» в разделе «Репортаж», за что был награждён премией Мосгордумы.

Кирилл Эйхфус работает в холдинге «Москва-Медиа» с момента основания, с сентября 2011 года, и люди сегодня  узнают в нем, в основном, одного из ведущих  проекта «Формула качества» на телеканале «Москва-24», который дает зрителям важные сведения о качестве товаров, продуктов и услуг. Сначала это была рубрика в информационной программе «Мегаполис», затем стала отдельным шоу, выходившим в эфир с сентября 2011 года по сентябрь 2015-го. Кирилл также вёл программу «Москва. Подробности» на телеканале «Москва Доверие» в 2014-2015 годах,  являясь еще и автором и ведущим  передачи  «Супермаркет», на радио «Москва FM». С августа 2015 года, с коллегами и с братом-близнецом Андреем,   работал над созданием реалити-шоу «Двойные стандарты» о жизни в  большом городе. А сегодня он еще и ассистент кафедры телевидения и радио факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, где ведёт спецкурс. И, наконец, обратимся к его брату Андрею. Телеведущий, репортер-публицист, преподаватель (ассистент) кафедры ТВ и РВ факультета тележурналистики МГУ, член Союза журналистов Москвы, в  детстве и юношестве профессионально занимался спортом: беговыми лыжами, кроссом и велоспортом, выступал в молодежном театре Перовского района, служил в рядах ВС СССР (гвардии рядовой, отличник боевой и политической подготовки). Как и брат Кирилл, Андрей начинал свою телевизионную карьеру на легендарном «Дарьял ТВ» — корреспондентом информационной программы «Гранки +», продюсером, автором и ведущим спортивной передачи. На канале «ТВ Центр» числился  репортером, его помнят в качестве автора и ведущего «Специального  репортёра», продюсера и руководителя творческой группы программ: «А у нас во дворе», «Есть идея», ведущим ряда ток-шоу на ТК «Доверие». На уже известном читателю канале «Москва 24» он стал  вместе с братом лицом таких передач как: «Формула Качества» и «Правила движения». В 2005-м Андрей Эйхфус был награжден Премией Мосгордумы, а в 2006-м номинирован на «ТЭФИ» как лучший репортер канала «ТВ Центр», в 2011-м  году выдвинут на Премию Москвы в области журналистики. Мы поговорили с братьями Эйхфусами обо всем на свете, получив массу интересной информации и о них самих, и о нашем телевидении.

****

Коллеги,  как отмечали еврейский праздник Шавуот?

А., К.: Провели мы его подобающе, три дня подряд учили Тору, Мишну, всю ночь, с субботы на воскресенье, до рассвета, бережно и с любовью изучали Священную Книгу, как и все ортодоксальные еврейские общины, чтобы она поскорее вошла в наши сердца и в наш образ жизни. Встречали праздник в Москве,  а точнее в Хамовниках, в заведении под названием «Среди своих» — это молодая ортодоксальная иудейская община с шикарным новым раввином — Мотлом Гордоном.

С антисемитизмом в детстве сталкивались? Где вы росли?

А., К.:  Наше детство протекало в обычном скучном московском районе, и, знаете, мы никогда не сталкивались с подобными вещами. В журналистике есть понятие – РКС –против реальной конкретной ситуации, и тогда - может проявиться  всплеск массового антисемитизма. Но вот именно из детского периода, ярких негативных воспоминаний у нас нет.

Кто вы по образованию?

А., К.: Мы с братом по первом по первому образованию инженеры-строители, закончили  МИСИ им В.В. Куйбышева (ныне Московский государственный строительный университет), вторая ступень получения знаний прошла у нас в МГУ, на факультете журналистики, а еще прослушали  курсы работников радио и телевидения.

Как начинался ваш журналистский путь?

К.: Нам посчастливилось начать свою журналистскую телевизионную деятельность с «еврейского» телеканала, как мы его называли, которым руководили легендарный Аркадий Вайнер и его дочь Наталья Дарьялова. Эти люди приютили нас, молодых неопытных телевизионщиков. Об этом периоде жизни у нас остались очень теплые, радостные, светлые  воспоминания: о   жене Аркадия — тете  Соне, о его дочери Наталье, о брате, который жил в США, хотя  связь между  Вайнерами была очень крепкой. Аркадий Вайнер — великолепный предприниматель и организатор, он ничего не понимал в ТВ, но мог собрать вокруг себя способных людей, которые помогали ему продвигать эту  мощную машину. Уникальность проекта состояла в том, что его организовали не какой-нибудь «Газпром», а обычный писатель, и его дочь, которая сегодня проживает в США, причем мы тогда старались находиться на самоокупаемости. Это было непросто, на многих вещах приходилось экономить, но с другой стороны, людям очень нравился наш полноценный телеканал с роскошными ток-шоу, с прямым эфиром, с информационными новостными передачами, все это для меня послужило бесценным опытом.

Раньше часто смотрела  вашу передачу «Формула Качества», где вы с братом  раскрывали  зрителям  удивительные  секреты про еду. Вы сами ее создавали, или кто-то помогал?

К.: В  программе  на тему качества продуктов мы — актеры, играем роль телевизионных ведущих. На многих каналах, особенно на европейских, американских, телевизионный журналист, то есть тот человек, которого мы видим в кадре, не пишет текст, он должен лишь вкусно и умело подавать материал зрителю. Есть целая группа редакторов, режиссеров, которые помогают нам правильно и доходчиво все это изложить. В общем, в   данной программе мы только озвучиваем слова, мысли, наших умных авторов.

Как попали на знаменитый канал «Москва-24»?

А.: На «Москву-24» нас пригласил Игорь Леонидович Шестаков, руководитель холдинга «Москва-медиа», за что ему большое спасибо. Этот человек собрал огромную профессиональную команду, он очень много трудится, массу всего успевает, активно  работает над контентом ТК  «Москва-24», над содержанием ТК Москва «Доверие», в наш холдинг входят три радиостанции – Capital FM, Москва FM и радио «Москва». Согласитесь: это огромный информационный ресурс! И нам с братом  удалось попасть в эту команду, где  закрываем собой те амбразуры, на которые нас бросает руководство, внося в общее благое дело свою небольшую лепту.

Тяготит ли вас слава или когда узнают на улицах?

К.: Без тщеславия на телевидении делать нечего. Если человек не желает  известности, то не работает в кадре. На первых этапах начала большого пути это очень важный фактор, но потом что-то в голове меняется, и ты уже просто спокойно выполняешь свою работу, не  лишенную чрезмерного креатива, к популярности относишься без особых эмоций. Главное — знать свое место. Тогда все будет хорошо. Иногда приходим в магазин за покупками, и кто-то, узнав нас, просит консультации, если это происходит, с удовольствием помогаем, подсказываем из прежнего опыта, что лучше приобрести. Но  вообще, случается такое не часто, мы, скорее – «скромные пахари».

Не думали ли когда-либо уехать в Израиль?

А., К.: Тора не запрещает жить в Галуте, где мы сейчас и  находимся. Современная тенденция такова, что многие граждане, проживавшие ранее в Израиле, возвращаются назад, а ряд наших людей, уставших от жизни в России, разочаровавшись в чем-то, едут на историческую родину. Все мы там окажемся, кто-то раньше, кто-то позже. Не скрою, в наших планах есть какую-то часть жизни провести на Святой Земле, рядом с другими евреями, но это будет позже.

Вы  были верующими  с детства? И какова этимология вашей фамилии?

К.: Нет, что вы… Я буквально четыре года назад осуществил первый осознанный взрослый поход в синагогу, мы с братом двигаемся к соблюдению заповедей потихонечку, мелкими шажками, наш раввин говорит, что если начать соблюдать сразу все, будет очень  тяжело, многие не выдерживают подобной нагрузки и ограничений, поэтому, это  тяжелая, планомерная, поэтапная работа. А фамилия наша с идиша переводится как «дубовая нога», «корень дуба».

А как же гламурные вечеринки, где вы с братом иногда мелькаете,  когда гостей, после мероприятия, как правило  ждут официанты, с бокалами холодного шампанского, с аппетитными канапе и пирожными от известных поваров?

K.: С возрастом вечеринки увлекают все меньше. Но уверен, тут у соблюдающего еврея  должны быть маячки-ограничения. Понятно: велик соблазн — где-то выпить некошерного вина, где-то поклевать вкусного сырка, но ты себе говоришь: «Стоп! Завтра у тебя рано утром съемка!» Или: «Я не ем после 19.00». Для нас исключена нееврейская, трефная пища, употребляем лишь кошер.  Считаю, можно деликатно себя к этому привести. Важен результат, а не путь.

А.: Нарушать кашрут, честно говоря, лично мне и не хочется. А зачем? Сейчас в магазинах есть огромный выбор правильной для евреев еды, кошерное вино стоит столько же, сколько трефное. Ты приходишь в любой  гастроном, не обязательно еврейский, где есть возможность  приобрести огромный спектр  разрешенных продуктов. С этим в нашей  современной столице не вижу проблем. То есть выбор предостережет вас от срывов. Вы когда-нибудь пили вино на шаббат в синагоге? Согласитесь, в стенах молельного дома этот напиток вкушается абсолютно иначе, нежели в квартире! И вспоминая этот магический, б-жественный вкус, разве можно размениваться  на что-то другое? Знаю  немало людей, которые когда-то ели свинину, сало, а потом пришли к тшуве. Помню, кто-то из соблюдающих делился со мной, что ему по ночам снится сало. Но я твердо и принципиально не лакомлюсь запрещенными продуктами, потому что это большой грех,  последствия которого будут намного сильнее вкуса того же сала, которое  порой приходит во сне…

Андрей, Кирилл, вы все время рядом, вдвоем появляетесь на экране, на тусовках, в журналах… А живете тоже вместе? Или это только такой телевизионный образ?

К.: Нет, конечно, у  каждого из нас свои семьи и  дети.

Теперь, благодаря передаче про еду, вы все знаете про наши продукты. Помогает ли это лично вам при походе в магазин?

А.: После начала работы в  программе о качестве пищи мы с братом перестали есть в принципе. Недавно Кирилл приобрел в синагоге на Большой Бронной колбасу, впервые проглотив пару кусочков за долгое время. Стараемся употреблять только мясо, рыбу, овощи, иногда хлеб, едим только в кошерных столичных точках: в  «Иерусалиме» на Бронной, в  МЕОЦе, в ресторане «Яффо» в «АФИмолле». К сожалению, в Москве пока еще не такой огромный выбор соответствующих еврейских ресторанов.

Как снимаете накопившийся стресс после телеэфиров?

К.: Самый лучший отдых — посидеть на шаббате, почитать Тору, постепенно начиная понимать ее на иврите, в одиночестве или с каким-нибудь близким другом, это очень прочищает разум  и душу. Также, если есть свободное время, нам надо поваляться на диване, как следует отлежаться, чтобы плодотворно работать всю  предстоящую  еврейскую неделю.

С чего советуете начать соблюдение?

К.: С  пятницы шаббата, с посещения несложных занятий по иудаизму. Есть великолепный лектор: ученый-историк Давид Нисенгольц, читающий всем собравшимся лекции по еврейской истории в общине «Среди Своих». В этой же точке замечательный раввин проводит легкие и приятные курсы первого уровня для тех, кто пытается приобщиться к  верному пути, причем все это абсолютно бесплатно. Тот, кто  хочет узнать больше о еврейских заповедях, об истории своего народа, приглашается к нам. В зависимости от того, чего сам  человек хочет от своего еврейства, ему подберут индивидуальную несложную программу.

А.: А я бы хотел подробнее коснуться нашей молодежи, юных евреев, затронуть проблему не только наших собратьев, а особенности ребят определенного возраста, эдакий  тинейджерский максимализм, присущий детям  от 12 до 18 лет, когда подростки перестают слушать родителей, считая их отставшими от жизни, несовременными, питаясь информацией лишь от сверстников. Чтобы им в дальнейшем попасть в верное русло, не вступить на кривую дорожку, очень важно и нужно попасть к такому же молодому раввину, как они сами, и  раввин Мотл Гордон из общины «Среди Своих» абсолютно удовлетворит потребности молодежи в общении, став для них эталоном, авторитетом, он  с радостью  ответит на всех вопросы и разрешит трудности молодежи с окружающим миром. Его конек — это как раз общение с  юношами и девушками от 14 лет. Если вы хоть раз окажетесь на его занятиях, на мастер-классах, то поразитесь тому, какие значимые, безусловные истины он вкладывает в  слушателей. Уверен, общение с таким учителем, помогло бы ребятам  в правильном жизненном выборе и в основных приоритетах.

Каковы ваши главные  профессиональные цели?

К.: Когда мы c братом только начали работать на телевидении, в середине 90-х, журналистам  платили очень мало. Честно скажем, заработать бизнесом тогда было проще. Полубытовое предпринимательство приносило до 1000 долларов, а корреспонденты получали 400-500. Но мы  сознательно выбрали свою дорогу, чтобы изменить мир к лучшему. Это кажется пафосным выражением, но именно ради этого мы и пришли в профессию — чтобы сделать планету добрее, мягче. А еще мечтаем приобщить как можно больше наших собратьев к соблюдению законов, учим Тору сами и пытаемся познакомить с ней других. Прочитав это интервью, возможно, кто-то захочет начать соблюдать кашрут, шаббат, законы и праздники. Это было бы замечательно! И вполне возможно, наш с братом опыт окажется для кого-то полезным!

А.: А я давно хочу  вести авторскую программу про кошерные продукты, рассказывать о них людям, делиться рецептами правильных и вкусных блюд. Это ведь безграничная наука, которую можно изучать годами! Вряд ли за такую программу будут платить, но  тут  готов даже вложить свои средства…

На что никогда не пойдете, ради повышения по карьерной лестнице?

А., К.:  Главное правило братьев Эйхфусов — честность по отношению к себе и к тому, что ты делаешь и о чем пишешь. Нельзя продаваться за деньги. Сейчас настало время, когда у журналиста должна быть жесткая личностная позиция, если этой позиции нет или она неправильная, это путь в никуда. Мы уверены, что правда и честность по отношению к людям, для которых наши коллеги  пишут в прессе, выступают на  телевидении, должны быть основополагающими столпами нашей профессии.

Значит, вы не  согласились бы рекламировать некачественный товар за серьезные деньги, как делают многие селебритиз в наши дни?

А., К.: У нас, к сожалению, а может и к счастью, это запрещено и по договору и по концепции проектов. Если вы обратили внимание, то в первых минутах эфира всегда говорится, что передача не сотрудничает с производителями товаров и услуг, демонстрируется исключительно в интересах телезрителей и на средства телеканала. То есть, если мы будем с братом что-то продвигать за определенную сумму, это уже будет взятка, коррупция, а на ложь и преступление — никогда не пойдем.

Беседовала Яна Любарская
Похожие статьи