|
Яна Любарская
Яна Любарская

Община «Бейт Аарон» — один из центров еврейской жизни на Юго–Западе Москвы

Синагога «Бейт Аарон» – молодая, быстро развивающаяся, динамично растущая еврейская община на Юго-Западе Москвы, где можно посетить молитву и куда есть возможность привести ребенка на занятия по воскресеньям, а самому – послушать серьезные интересные уроки для женщин и мужчин, в том числе, принять участие в уникальном проекте, созданном специально для прекрасного пола, таком, как - «Это Хала».

Еврейских подростков тут готовят к совершеннолетию: бар-мицве для мальчиков (в 13 лет) и бат-мицве для девочек (в 12 лет). Бурно и весело прихожане общины отмечают и национальные праздники, дни рождения, знакомятся, завязывают деловые, партнерские и просто дружеские отношения, вобщем, для наших собратьев, включая большое количество горских и грузинских евреев, живущих на Юго – Западе, община стала вторым теплым и родным домом. Помимо прочего, посетителям «Бейт Аарон» помогают найти свою вторую половинку и готовят их к Хупе, совершают для мужского пола обряд брит милы, оказывают содействие в проведении важных, памятных событий и все это, не считая массы иных, значимых и важных для еврейского народа, моментов. 

В поисках создателей этого замечательного места, мне случайно удалось выйти на многодетную семью Друтиных, приятнейшие супруги которой, Анна и Мойше, яркие, открытые, дружелюбные, современные, образованные, вместе со своими единомышленниками, и создали этот удивительный и крайне востребованный, в столичном спальном районе, проект. О том, как сегодня развивается их детище, кто его посещает, с какими проблемами сталкиваются в своей работе молодые супруги, почему они не считают своих детей, а на еврейские праздники снимают для общины отдельный ресторан или клуб, в этом разговоре.

- Анна, когда именно была открыта ваша община, что послужило толчком к началу жизни новой синагоги? 

Наша община была создана 9 лет назад, моей семьей и нашими единомышленниками, потому что в замечательном, экологически чистом районе на Юго – Западе не было синагоги, все они находились в центре, в местах, меньше пригодных для проживания еврейских семей с детьми. Хотя они также имеют определенное преимущество, потому что в них базируется больше еврейской инфраструктуры. А евреи должны селиться вблизи общины, и поэтому, мы облюбовали именно этот район, в котором не было синагоги, а евреи уже были, что и стало мощной мотивацией для создания молельного дома. 

Юго-Запад — исторически — еврейский район, например, горские и грузинские евреи живут там с давних пор, по дороге к аэропорту Внуково, так им было в советское время близко летать домой, и потом, и их дети остались тут жить. Также, евреи массово заселяли данные места, потому что Юго–Запад — центр университетов и высшего образования, там находятся крупные столичные ВУЗы.

Мы приобрели маленькое офисное помещение, размером 50 метров. Никаких фирм в то время, там еще не открылось, и все находилось на нижнем этаже жилого дома. Оборудовав данную территорию, никому не мешали, молились, пели. Это сейчас там начали открываться офисы, а до того, место было закрытое. Охраняет синагогу комплексная охрана, а для тех, кто хочет посетить нас, сообщаю адрес: Жилой комплекс «Миракс –парк», адрес: Пр.Вернадского, д.94, синагога «Бейт Аарон», это между метро Тропарево и Юго-Западная.

- Кто, в основном, посещает вас?

Наша публика – разнообразная, в основном это наши соседи, живущие в пешей доступности, а также многие евреи, которые чувствуют себя тут комфортно: cерьезно соблюдающие, традиционные семьи и просто «наши люди» с горячими душами, это и взрослые люди, и дети членов общины, и студенты «Старс», из соседних университетов. У нас есть религиозные семьи и люди, которые живут неподалеку и нуждаются в праздниках и в разных еврейских ритуалах. Если им надо сделать обрезание, хупу, наложить тфилин или кого-то похоронить, они могут к нам обращаться.

- У вас в общине есть раввин?

Да, он был приглашен нами на работу. Это нормальная практика в постсоветском пространстве, когда раввин приезжает на новое место, создает свою общину, и там же - трудится. Нашего раввина зовут Бенцион Меламед, по происхождению он – горский еврей и на данном этапе, как нельзя лучше, удовлетворяет нужды синагоги. Рав Меламед смог слиться душой с нашим проектом и среди наших стен незримо ощущается его присутствие, даже когда он в отъезде. Уровень общины заметно вырос, а Бенцион уже 20 лет носит титул главного раввина известного Колеля «Лучников». Выпускник ешивы «Торат Хаим», обладающий семьей, живущей в Израиле, он является нашим раввином три недели в месяц. Если же в месяце 4 недели, то у нас есть его заместители и просто семьи, занимающиеся прихожанами, в том числе – моя семья.

- Вы ведь открыли общину вместе с мужем? Расскажи о нем, пожалуйста.

Да, на самом деле, это мой супруг, Мойше Друтин, является инициатором создания нашей общины, так как сам нуждался в свое время в миньяне на шаббаты, на праздники. Изначально, синагога задумывалась, как место на шаббат, но со временем, подросла до солидных размеров. Супруг старается всячески поддерживать «Бейт Аарон» своим присутствием, он также работает и учится в Колеле «Лучников», причем учеба проходит в нашей синагоге, а его еврейские корни – из Украины.

- Кто Мойше Друтин по специальности?

Как говорил Дональд Трамп, «свои налоги я доверяю этим маленьким, толстеньким в ермолках». Он – бухгалтер.

- Вы – многодетная семья. Как вы лично справляетесь со всем этим потоком дел?

Когда мы только открыли синагогу, то не были многодетной семьей, у нас рос лишь маленький трехмесячный ребенок, поэтому нам было легко и просто собирать у себя прихожан по шаббатам и делать миньян. Они все спали и ели у нас, привозили с собой Тору. А сейчас – тоже справляемся, у нас много сил и энергии, мы очень любим свое дело, получаем истинное наслаждение от того, что делаем и поэтому, не устаем. Известно, что единственная мотивация для взрослого человека – это реализация его ценностей. Наша главная ценность – еврей должен иметь возможность жить по-еврейски, как ему это заповедано самим Создателем, благословен Он!

- Анна, расскажите лично о себе, пожалуйста, откуда вы родом, кто по профессии? Просто о создателях общины «Бейт Аарон», читателям хочется узнать как можно больше.

Родилась в Москве, прошла становление в лагере «Эц-Хаим», куда сегодня приезжаю уже в качестве лектора, 18-й год. После школы, пошла учиться в Плехановскую Академию, в Институт «МИРБИС», на факультет мировой экономики, изучала международную торговлю и коммерческое право. Спустя пять лет - закончила Академию и снова отправилась в Институт «МИРБИС», получать второе высшее образование, на факультет «Торговые отношения и бизнес с Китаем».

- Почему именно с Китаем? Вы учили китайский язык?

Дело в том, что бизнес с Китаем активно растет и развивается. Китайский язык знать не нужно, важно просто понимать психологию китайцев. Закончила обучение, будучи беременной вторым ребенком, активно участвуя в жизни общины «Бейт Аарон» на Юго-Западе.

- Сталкивались ли в детстве с антисемитизмом?

Не раз убеждалась на массе примеров, что антисемитизм – это реализация специального плана Вс-вышнего по принудительному возвращению к истокам запутавшихся евреев. С антисемитизмом столкнулась в детстве один раз, за что очень благодарна Творцу. Это побудило меня пойти учиться в еврейскую школу «Эц-Хаим», но туда я попала только в 8-м классе. А дело было так. После того, как я приехала с Кипра, где жила несколько лет, со своей семьей, из спокойной островной атмосферы, находясь прежде в русской диаспоре, попала в нашу сумасшедшую столицу. 

Я всегда идентифицировала себя, как еврейка, но совсем не знала, что такое Ханука, Пурим и т.д. Имела представление лишь о маце, как наверное многие, на то время. И вот, я пришла в школу, на 1 сентября, и должен был начаться урок истории. В класс вошла новый учитель, женщина, по фамилии Кац, и у нее на груди сверкал Маген Давид, тогда, дети дружно встали и начали громко скандировать – «Жидовка, убирайся отсюда!» Отчетливо поняла, что нахожусь в опасном месте, во враждебной среде. Это был знак, что пора идти к своим. 

Моя мама нашла телефон синагоги, там нам рассказали про школу «Эц–Хаим». Меня должны были отдать в женскую еврейскую школу «Бейт Егудит», но в ней не нашлось моего класса, поэтому, отправилась в «Эц-Хаим», о чем вовсе не жалею. Там я познакомилась с замечательными людьми, с такими, как рабанит Дара и раввин Пинхас Гольдшмидты, которые довели мое становление до конца и до сих пор очень мне помогают.

И вот, я была амбициозной, молодой мамой, женой, очень хотела работать по профессии, но сделала правильный выбор и пошла за своим главным женским предназначением – быть помощью и опорой своему мужу. Он в тот момент как раз очень нуждался в поддержке, при своем становлении в качестве религиозного еврея. Когда мы поженились, он находился в начале пути, и я стала всячески его подбадривать, помогая ему строить общину, а та начала достаточно быстро развиваться. Однажды, на Рош-Ашона, к нам пришло аж 250 евреев! Не имею понятия, как они узнают о нас, наверное, сработало сарафанное радио.

- Как работаете над продвижением синагоги, над рекламой?

Честно говоря, мы вообще себя не рекламируем, это не наша цель. У нас нет задач массовости, довольствуемся лишь страничкой в ФБ, не имя даже своего сайта. В «Бейт Аарон» проходит еще и молодежная программа «Старс», очень популярная во всем мире, которая пополняется исключительно личными контактами участников и волонтеров проекта, местными университетами. Мы посещаем эти ВУЗы, и таким образом, евреи могут участвовать в своих национальных праздниках, практически не отвлекаясь от учебы. В каждом уважающем себя университете в США есть еврейская организация. Отмечу, мы не базируемся в этих университетах. 

Должна добавить, что к моему становлению полноценной еврейки, приложила руку и замечательная программа «Тора Мицион Старс», где я была одной из первых студенток, чтобы, учась университете, не отрываться от своих корней. Поэтому и решила открыть программу «Старс», только в благодарность, передавая все свои знания и умения – последующим поколениям.

- Сколько всего у вас детей? Чем они занимаются?

Детей мы не считаем (смеется *). Они все посещают уже давно успешно функционирующие учебные заведения в других еврейских общинах Москвы, и мы очень довольны этим. У нас имелась попытка открыть свою школу, та просуществовала два года, и была закрыта, так как не хватило достаточно сил, мы переоценили себя. Но в скором времени, мечтаем повторить эту идею, снова воплотить ее в жизнь, ищем единомышленников для открытия частного, еврейского учебного заведения.

- Не за горами осенние еврейские праздники. Вы сейчас можете пригласить всех к себе в общину, со страниц портала «СТМЭГИ».

Дело в том, что наше помещение слишком маленькое, чтобы проводить там праздники, мы находимся в жилом комплексе, и массовые гуляния в этом месте - непростая для всех задача. Поэтому, снимаем для таких случаев - ресторан или отель рядом. Отмечу, что все это – цдака. Мы активно стараемся привлечь людей. Многие, к сожалению, еще со времен СССР, приучены к халяве, и подобное их качество очень мешает строить здоровую общину, где каждый еврей является финансовым столбом общины. Тем не менее, за эти годы, люди научились поддерживать свое пребывание в синагоге, а также протягивать руку помощи своим собратьям, которые не имеют возможности участвовать в жизни общины финансово. 

Отмечу, что наша семья очень близка к Карлин – Столинскому хасидуту, Ребе этого хасидского двора живет в Гиват Зееве, в Иерусалиме. Он стоял у истоков открытия общины, мы получали его браху, когда собирались начинать наше дело. После покупки помещения, там были только голые бетонные стены, и ребе приехал в Москву, хотя редко у нас бывает. Повесил при входе мезузу, дал урок, благословление. Для нас это была большая честь, что он так тепло отнесся к нам, присутствовал на нашей свадьбе. 

Вообще, данный раввин испытывает огромную симпатию к русскоязычным евреям, вернувшимся к своей традиции. Это особенный человек, с тех пор он приезжает каждый год, в районе 15-го сивана, когда можно спокойно прийти в нашу синагогу и пообщаться с ним, это не рекламируется в больших кругах, потому что и так в «Бейт Аарон» спешит больше 150 человек, за те два часа, которые этот легендарный человек находится у нас.

- Знаю, у вас работает воскресная школа, для самых маленьких?

Воскресная школа существует достаточно давно, уже 7 или 8 лет. Через год, после открытия синагоги, она стала востребована. Вообще, все проекты, которые у нас есть, востребованы. Помещением для занятий служит или наша территория, или соседние садики, которые снимаем на воскресенье. Чем больше народа, тем больше наше помещение и наоборот. Сейчас у нас занимаются 10 ребят, которые живут поблизости. Лея Гаврилова – детский психолог и многодетная мама, является в ней преподавателем, последние несколько лет. У нас также есть приходящий раввин, который обучает малышей, закончив педагогический институт, и помимо всего прочего, трудится учителем младших классов, а моя 9-ти летняя дочь - имеет в воскресной школе функции вожатой.

- Наверное, мечтаете о большом помещении?

Нет, вовсе не хочу огромного помещения, мне нравится наша компактность, камерность и уютная атмосфера. А сегодня мы работаем над открытием миквы там же, в этом жилом комплексе, где расположена синагога. К сожалению, те помещения, которые подходят под микву, не продаются, находясь в собственности ТСЖ и нам, наверное, придется брать их в аренду на 49 лет. 

Тем не менее, это тот редкий случай, когда в данном проекте существует настоящая, реальная потребность, и уже собрана базовая сумма на открытие миквы. Но территорию для нее крайне сложно найти. Для чего это нужно, ведь в Москве уже есть 5 микв, спросите вы?! Только за последние пару лет, в столице и в Подмосковье, открылось две миквы, в Жуковке и в Сокольниках. Отвечу на этот вопрос, который мне часто задают. Еврейская жизнь базируется на близких отношениях мужа и жены. Это считается святая святых. Если мы пропускаем определенный день, то рискуем зачатием ребенка и мирным еврейским домом в целом. Это говорю не я, а мудрецы, большие раввины, раввин нашей общины. Это очень важно, чтобы в шаббат, на еврейские праздники, которые у нас в диаспоре длятся по три дня, когда мы не можем никуда выехать, иметь свою микву. Да, на территории есть гигантский пруд, но это не наш метод, мы хотим, чтобы нашим женщинам было комфортно и удобно.

- Вы – юрист, экономист, международник. Удается ли применить полученные в институте знания, в ходе вашей общинной деятельности?

Удается. Много и активно применяю то, чему долго училась в светском Вузе, много общаюсь, а образование, полученное ранее, научило меня дипломатии, что крайне важно для успешной коммуникации, для принятия опыта. Хорошо знаю иностранный язык, езжу по разным странам, умею верно и профессионально заключить договор.

- Наша беседа подходит к концу. Хотели бы что-то добавить, Анна?

Да, хотела бы. Забыла рассказать вам про одну интересную вещь. Проект — «Это Хала» — отделение Халы на Юго-Западе, появился у нас 4 года назад, он начался с отделения халы и маленького занятия, приуроченного к этому событию. После благословления на отделение Халы, мы берем кусочек теста в правую руку, поднимаем над головой и произносим слова «арей зу Хала», что в переводе означает: «Это Хала». 

Раньше, на мероприятие приходило порядка 10-ти женщин. Теперь, данный проект уже хорошо известен на всю Москву, и к нам присоединяются представительницы прекрасного пола с разных концов столицы, то есть, уже примерно 20 женщин принимают в этом участие. Отделяем халу, молимся за здоровье, за шидух, за зачатие и рождение здоровых детей, за все остальные нужды живых людей. 

Также, у нас проводятся два урока, следующие за отделением Халы и молитвой, на которые могут остаться все желающие и унести домой кусочек еврейской мудрости и готовое тесто для выпечки ароматного домашнего Шабатнего хлеба! Многие люди, с нашими молитвами добились результатов. Я всегда сама принимаю во всем этом участие, организую процесс «от» и «до», закупаю продукты, приглашаю людей лично, делаю рассылки, объявления и все остальное. 

Приглашаем всех к нам! Телефон общины: +7 ( 967 ) 037-30-00

Похожие статьи