Зарубежные визиты Нетаниягу возмущают его критиков, которые считают их избыточными. Считают, будто он с супругой таким образом устраивают себе отдых.
Но при ближайшем рассмотрении и в сравнении с прежними лидерами выясняется, что эти претензии преувеличены. Вновь и вновь повторяются — в основном его противниками из левого лагеря, но не только ими — четыре центральных тезиса:
1- Нетаниягу летит не по работе, а просто отдохнуть за общественный счет. Потому он так много путешествует, а его полеты «подгоняют» под конец недели;2- Его супруга Сара присоединяется к нему в этих поездках, хотя на то нет «никакой причины»;
3- Расходы на эти визиты завышены и расточительны;
4- Он не отвечает на вопросы журналистов.
Постараемся здесь сжато ответить на эти вопросы, потому что они, похоже, вызывают интерес у читателей. Автор этой статьи в прошлом году сопровождала премьер-министра в восьми официальных визитах, внимательно и с близкого расстояния наблюдая за происходящим. Но в основе ответов, приведенных ниже, лежит также серия бесед с корреспондентами по политическим вопросам, нынешними и теми, кто работал прежде, «старожилами» израильской дипломатии и источниками в канцеляриях нескольких глав государства — теми, кто знаком с данным вопросом.
Миф №1. Он летает «на отдых»
Нынешний глава правительства также занимает пост министра иностранных дел. Этот факт в определенной степени увеличивает число его зарубежных поездок. Но не слишком, по сравнению с бывшими премьер-министрами, представителями хоть правого, хоть левого лагеря. Все колесили по миру, стремясь продвинуть свою политическую линию, а также в неспокойные времена, например, Ицхак Рабин и Эхуд Барак почти раз в месяц, в среднем.
Есть предположение, что совмещение должностей сокращает число поездок — их меньше, чем могло быть в совокупности у премьера и у министра иностранных дел. Но это спорный вопрос, на который надо отвечать после исследования, и учитывать, что обстоятельства, складывающиеся в регионе в разные периоды, также влияют на вид и количество поездок. А, например, визиты в Белый Дом и столицы ведущих европейских держав — Лондон, Берлин и Париж — осуществлялись всегда. Но их количество зависит и от уровня отношений между лидерами, и того, проводятся ли в тот же период переговоры с палестинцами. Дополнительный тому пример — большое число поездок Нетаниягу в Россию, где он побывал не менее 7 раз за последние два года, что напрямую вызвано усилением российского присутствия на Ближнем Востоке. А также ежегодно в Нью-Йорке проводится Генеральная Ассамблея ООН.
Кроме того, часть визитов Нетаниягу инициирует гендиректор МИДа Юваль Ротем, он стремится направить его в регионы, где надо укрепить наши связи или завязать новые. В Европе дипломатическое ведомство сосредотачивает усилия на небольших государствах востока и центра этого континента, и пытается помочь Нетаниягу сломать консенсус ЕС по израильско-палестинскому конфликту и по иранской проблеме. Решения, принимаемые по внешнеполитическим вопросам в ЕС, требуют единогласного утверждения 28 членами этой организации — достаточно одного голоса против, и неважно, насколько велик статус этой страны. Чтобы сделать поездку более эффективной, для Нетаниягу обычно организовывают и встречи с другими лидерами региона. Так встречи состоялись, когда премьер летал в Литву (Балтийский форум), Венгрию (Вышеградский форум), Кипр (саммит с участием Греции) и произойдет, вероятно, во время его скорого визита в Хорватию (Балканский форум).
Также, ради продвижения политики Нетаниягу, которую не всегда встречают с распростертыми объятиями в странах Запада, в последние годы были намечены и новые цели — в Азии, в Африке, Южной Америке, даже в Австралии — к ним прошлые премьер-министры не летали. Между тем многие из этих стран за последнее время развились и экономически, и политически, а также стали более доступны с точки зрения логистики. Кроме политических тем, во время этих визитов обсуждаются также вопросы обеспечения безопасности и продвижения экономических интересов. А в сфере, сочетающей их — торговле оружием — Израиль достигает очень больших успехов.
График премьера в таких поездках — от плотного до очень плотного. Он включает встречи, заседания, выступления, мероприятия с участием зарубежных лидеров, представителей местных общин, иногда — представителей местного бизнеса. Кроме того, за кулисами остается много телефонных бесед и текущей работы с людьми, сопровождающими его из Израиля, внутренние брифинги и подготовка к центральным встречам.
Иногда выделяется несколько часов на частный обед или ужин четы. Иногда они могут посетить какое-то туристическое место — смотря где. Обычно это происходит перед возвращением. Это тоже не изобретено супругами Нетаниягу, и можно предположить, что и будущие руководители государства поднимутся на Великую Китайскую Стену, если посетят Китай. Но в целом нет оснований считать такие путешествия отдыхом. Что до выходных, в конце недели — то и здесь ничего не изменилось, по сравнению с прошлыми руководителями страны. Пятница — обычный рабочий день в мире. А если поездка приходится на субботу, тут график покрыт туманом тайны, из опасений, что публичная работа в шаббат прогневает религиозно-ортодоксальные партии. Можно ли предположить, что в этот день премьер-министры, в том числе и Нетаниягу, позволяют себе, не приведи Господь, иногда отдохнуть? Возможно.
Миф №2: супруга сопровождает его «безо всяких причин»
Лидеры всего мира отправляются в зарубежные вояжи в сопровождении жен. Так поступали в прошлом, и так будут поступать в будущем, и руководители Израиля. Так поступают и зарубежные гости, приезжающие к нам. Как были разочарованы в Израиле, когда британский принц Уильям не привез с собой Кейт Мидлтон! Эта практика не нова по всему миру. Гнев, обрушивающийся на голову Сары Нетаниягу, вызван в основном публикациями о том, что она везла вещи из Израиля и отдавала их в стирку в разных отелях, и на скандальных сообщениях о расходах на мини-бар. Подобные истории периодически публикуются и о других женах глав государств.
Автор этих строк еще ни разу не видела чемоданов с вещами для стирки (хотя искала их), но даже если это верно на сто процентов — это не исключает тот факт, что когда Нетаниягу в поездке сопровождаем женой, ничего исключительного в мире дипломатии в этом нет. Наоборот. Приезд с супругой (супругом) считается бОльшим проявлением уважения. Обычно супруга сопровождает Нетаниягу в поездках, которые включают ночлег и во время которых она встречается с женами других иностранных лидеров.
Миф №3. Расходы на поездки избыточны
Львиная доля расходов в большинстве зарубежных вояжей расходуется на обеспечение безопасности. После убийства Рабина и в свете развития технологий требования были очень ужесточены, и премьер-министра сопровождает большая группа сотрудников сил безопасности, которые везут с собой большое количество оборудования. Премьер-министр не определяет размер расходов на это. Самолет предоставляет компания Эль-Аль, к нему — персонал, который, помимо пилотов и обслуживающего персонала, включает и большие группы, занятые логистикой и техническим обеспечением. И на это премьер-министр тоже не может никак повлиять. Он, конечно, может вмешаться в определение затрат на еду, макияж и прически, но это просто побочные затраты, они несоизмеримы даже с самой нижней строкой бюджета всей поездки. Но на полет даже самого скромного главы правительства — пусть это само по себе имеет и общественную значимость, и нравственную ценность — из бюджета будет потрачена примерна такая же сумма денег.
Миф №4. Он не отвечает на вопросы журналистов
Напротив. Именно в подобных поездках возникает редкая возможность задать Нетаниягу, который нечасто дает интервью, разные вопросы. В поездках проходит как минимум один раз, если не больше, упорядоченный брифинг для журналистов, во время которого они получают возможность обратиться к нему, один за другим — и он отвечает. Часть ответов можно публиковать. Некоторые другие приписывают потом «источнику в политических кругах» (грамотный читатель зачастую может догадаться, о ком идет речь). И некоторые ответы — абсолютно не для цитирования.
Цитирование не от его имени позволяет премьер-министру избегать ситуаций, когда ему пришлось бы отрицать что-то по вопросам государственной политики и безопасности, как это принято во всем мире, но в то же время предоставлять прессе важную информацию, которую журналисты могут использовать другим образом. Если на какой-то вопрос премьер-министр не хочет отвечать — он не отвечает. Так ведут себя, к сожалению, все политики, и нет возможности заставить их это сделать. В Израиле Нетаниягу, действительно, более замкнут и недоступен, не дает интервью и редко проводит пресс-конференции. Это вызвано травмой, нанесенной ему прессой за долгие годы, глубоким чувством преследования, которому его подвергают СМИ, недостаточной оценкой его деятельности. Но таким образом Нетаниягу наказывает не журналистов, но себя и общество, которым он руководит. Вместо того, чтобы честно разъяснять свою позицию по разным вопросам, показывая, что его не страшат трудные вопросы, он прячется за роликами, которые выкладываются в Фейсбук, отредактированными и прилизанными.
Миф №5, дополнительный
Но есть еще один миф, связанный с его поездками. Который гласит, что речь, якобы, идет о гениальном государственном деятеле, единственном в своем поколении, которого принимают во всем мире с распростертыми объятиями благодаря его личным качествам.
Действительно, личные данные и умения лидеров способны помочь им в зарубежных связях. Но в конечном итоге региональные процессы намного сильней. И в прошлом руководителей Израиля принимали не менее тепло за рубежом, и можно предположить, что и в будущем будет происходить также. Поскольку они представляют силу и связи государства Израиль, а не самих себя.
Нетаниягу — прекрасный дипломат. Он проводит системную внешнюю политику, и обычно преуспевает в достижении своих целей. Но достойны ли и хороши ли эти цели? Об этом можно спорить. В конечном итоге, Нетаниягу колесит по всему глобусу для непродвижения процесса урегулирования и чтобы доказать, что международное процветание возможно и без мирного соглашения. К этому ли мы должны стремиться? Является ли ЕС врагом, который должен быть побежден с помощью таких кампаний? Жаль, что стрелы критиков и бурные дискуссии вокруг поездок касаются лишь средств, а не целей.
Все будущие премьер-министры Израиля, представители любого политического лагеря, будут летать по всему миру с визитами, со своими супругами, иногда в шаббат — гевалт! — и это будет стоить нам много денег. Куда болен важен вопрос — какую именно политику они будут там проводить.
Ноа Ландау, «ХаАрец»
Источник: Детали