Еврейский иммигрант, занимавшийся организацией добычи полезных ископаемых в Боливии, вероятно, спас в 10 раз больше жизней во время Холокоста, чем герой знаменитого голливудского фильма «Список Шиндлера».
Немецкий промышленник Оскар Шиндлер спас более 1000 евреев, наняв их на свои предприятия в оккупированной нацистами Польше. Фильм об этом был снят в 1993 году знаменитым режиссером Стивеном Спилбергом. Имя Шиндлера стало широко известно по всему миру.
По словам Вероники Ормахеи, сотрудницы Агентства France-Presse (AFP), боливийский предприниматель Мориц Хохшильд спас 10 000 евреев от газовых камер Адольфа Гитлера во время Второй мировой войны.
«Это было беспрецедентное событие в новейшей истории евреев в Боливии и в мире. Мы считаем доказанным фактом то, что Хохшильд спас 10 000 человек. При этом он не смог спасти от гибели собственную сестру, погибшую в Освенциме», - говорит Вероника Ормахея.
Родившийся в Германии в 1881 году, Хохшильд стал одним из трех «оловянных баронов» Боливии в начале 20-го века вместе с Саймоном Патино и Карлосом Арамайо и пользовался большим влиянием в этой южноамериканской стране до революции 1952 года, когда горная промышленность была национализирована.
В своем историческом романе «Los Infames» Ормахея рассказывает, как тысячи европейских евреев прибыли в сердце Южной Америки, куда они бежали от нацистского террора. От имени героя повествования, Бориса Коминского, описывается, как горный магнат помог спасти жизни тысячам евреев. Книга начинается событиями в Польше 1939 года, когда молодой Коминский пытается убедить отца отправиться в Южную Америку, услышав, что некий магнат в Боливии помогает евреям бежать от нацистов.
Письмо в Нью-Йорк
В то время как главный герой книги, Коминский – вымышленный персонаж, писательница настаивает на том, что сведения о помощи Морица Хохшильда еврейской общине являются полностью реальными. Она собрала факты о деятельности предпринимателя после нескольких лет исследований и интервью с потомками еврейских иммигрантов.
«Беглецы использовали порты в Италии и Лиссабоне, чтобы выбраться из Европы. Они прибыли в порт Арика (на севере Чили), прежде чем отправиться на поезде в Боливию», - рассказывает Ормахея.
В качестве одного из доказательств, она приводит письмо Хохшильда от 1940 года адресованное Джеймсу Розенбергу, еврею, живущему в Нью-Йорке. В письме Хохшильд сообщает, что удалось перевезти в Боливию «от 9 000 до 10 000» евреев и что план, поддержанный военным диктатором Боливии того времени предполагает принять 30 000 человек в стране.
С помощью двух компаний Хохшильда евреи, прибывающие в Боливию, получили работу на фермерских хозяйствах в регионе выращивания коки в Юнгасе, к востоку от Ла-Паса. Им также были предоставлены денежные кредиты. Перепись населения в Боливии от 1940 года насчитывала уже 12 300 евреев, проживающих в стране.
«Беспрецедентный»
Вероника Ормахея утверждает, что Хохшильд использовал свое состояние, чтобы предоставить тысячам евреев паспорта, транспорт, еду и возможность начать новую жизнь в Боливии.
«Его историческая, благотворительная и гуманитарная работа была беспрецедентной», - считает писательница. По ее мнению, заслуги Хохшильда делают его фигуру более значительной, чем Оскар Шиндлер.
«На своих заводах Шиндлер спас 1200 евреев оставаясь при этом членом нацистской партии, Хохшильд спас около 10 000 евреев своими деньгами», - считает она.
Ормахея говорит, что Хохшильду удалось убедить своего друга, военного правителя Боливии Хермана Буша Бесерра, в преимуществах принятия еврейских мигрантов из Европы. Боливия была одной из немногих стран, которые открыли свои двери для евреев до и во время Второй мировой войны.
Несмотря на свои заслуги перед еврейской общиной, Хохшильд не вошел в историю Боливии как «добрый самаритянин». В стране его воспринимают, скорее, как одного из иностранцев, которые расхищали природные богатства государства при поддержке коррумпированных политиков.
Часть документов истории «Боливийского Шиндлера» была обнаружена в архивах государственной горнодобывающей компании «Комибол», которая была образована в 1952 году из национализированных компаний. Забытые долгое время архивы, были вновь открыты в последнее десятилетие и в 2016 году включены ЮНЕСКО в реестр «Память мира».