Не сотни тысяч, даже не десятки тысяч, как изначально прогнозировали политические эксперты. Только 3843 сефардов получили испанское гражданство благодаря инициативе, стартовавшей в Испании в 2015 году. Закон был призван обеспечить символическое возмещение за изгнание евреев с полуострова более 500 лет назад.
Об этом пишет сайт EL PAIS
Еще 5 682 заявки все еще обрабатываются. Крайний срок подачи заявок истек в марте и продление этой даты потребует правовой реформы, которую испанское правительство не рассматривает.
Бюрократическая волокита, связанная с этим законом, объясняет, почему сефардское сообщество проявляет меньше энтузиазма, чем ожидалось. Помимо предоставления сертификатов и документов, подтверждающих происхождение, заявители должны были предстать перед государственным нотариусом, пройти экзамен по испанскому языку и пройти тестирование на знание испанской политики и культуры, стоимость которого составляет около 5 000 евро.
В конечном итоге, большинство из 8 365 заявителей, которые прошли тест на знание испанского языка за последние три года, сделали это не по закону 2015 года, а посредством двух последующих декретов, выпущенных в 2015 и 2016 годах, которые устранили эти препятствия.
Парадокс с первоначальным законом заключался в том, что, несмотря на то, что сефардские евреи сумели сохранить язык ладино или хакетию - испанский язык 15-го века, обогащенный словами из принявших изгнанников стран, это не помогло им стать гражданами Испании.
«Сефардский еврей, который говорит на ладино, прекрасно понимает современный испанский язык, но не сможет пройти письменный тест, потому что различия в письменном языке очень значительны», - говорит Карен Герсон Саргон, координатор Сефардского центра в Стамбуле.
В результате две трети из примерно 15 000 сефардов, которые проживали в Стамбуле, вместо Испании решили стать гражданами Португалии, поскольку эта страна никогда не требовала изучения языка, добавляет Герсон.
Хотя большинство успешных соискателей на испанское гражданство прибыли из Турции (2693), только 257 прошли первоначальный процесс, а остальные получили гражданство через ускоренный метод, установленный декретом.