Жители Ришона-ле-Циона требуют елку, мэрия: «Никогда»

Вот уже неделю в русскоязычных (и не только) группах фейсбука в Ришон-ле-Ционе кипят страсти по поводу опроса: "Хотите ли вы видеть в центре нашего города елку на Новый год?" Как стало известно в четверг, 29 ноября, в опросе, опубликованном на сайте mynet, приняли участие более 70 тысяч человек. 68% (около 48 тысяч горожан) проголосовали за елку, 33% (около 24 тысяч) - против.

Опрос сопровождался бурным выяснением отношений в соцсетях. Тысячи репатриантов перепостили статью с опросом и призвали своих друзей в фейсбуке проголосовать "за".

Одним из них оказался 29-летний Максим Ильюшенков. "Вести" разыскали его и спросили, почему он хочет видеть в центре израильского города елку, которая у многих коренных жителей страны вызывает ассоциации с христианством и гонениями на евреев.

Максим Ильюшенков: "Елка для репатриантов - это культурный символ, не религиозный"

Максим рассказал, что работает учителем английского языка и репатриировался в Израиль из Донецка (Украина) в возрасте 6 лет. "Русский язык я сохранил благодаря родителям - так же, как и теплые воспоминания о домашнем праздновании Нового года", - рассказал он "Вестям".

- В Ришон-ле-Ционе много русскоязычных жителей, поэтому логично там поставить елку. Это добрая инициатива, не политическая и не религиозная. Она придумана для того, чтобы сделать детям праздник. Моей дочке 6 лет, и я был бы рад повести ее на елку, - говорит Максим. - Проблема в том, что в Израиле многие "русские" инициативы почему-то воспринимаются враждебно. Разумеется, религиозные представители муниципалитета тут же воспротивились. Они утверждают, что елка - религиозный символ, хотя русскоязычные хорошо знают, что Новый год - это не Рождество. Для нас, евреев из Советского Союза, это культурный код, милая семейная традиция, ничего общего не имеющая с христианством.

Максим признается, что лично для него, в отличие от некоторых других участников "елочной" дискуссии, данный вопрос не принципиальный. "Это просто так позитивно - пойти всей семьей в Новый год к елочке. Хорошо, чтобы там было веселье, развлечения для малышей. Что в этом плохого?" - говорит он. 

Однако репост он сделал не только ради любви к развлечениям. "Я заметил, что когда дело касается общественных аспектов, русскоязычные почему-то часто остаются в стороне, в отличие от ультрарелигиозных, которые умеют объединиться и идти общим фронтом. Мы - часть общего светского общества в Израиле, но у нас тоже есть свои интересы. Любое меньшинство, по моему мнению, имеет право отмечать свои праздники. Нельзя давать никакой группе подавлять другую. Почему кто-то должен диктовать нам, как отмечать Новый год?"

Максим женат на гражданке Великобритании. У него самого, как и у жены, два гражданства - Израиля и Соединенного Королевства. 

"Когда мы жили в Борнмуте на юге Англии, в центре города перед Ханукой устанавливали семисвечник. И никто не думал сказать: как вы смеете ставить ханукию, - говорит Максим. - Ортодоксов никто не обязывает посещать елку, они могут просто на нее не смотреть. Почему же нам запрещать праздновать, я не понимаю. Отмечают же в Израиле Мимуну, которая вообще-то является языческим праздником, пришедшим из арабских стран. Я всегда с удовольствием смотрю на веселье в этот день, ни один участник Мимуны не стесняется его и уж конечно, не отмечает его тайно".

В заключение беседы Максим высказал уверенность, что Новый год у елки "понравится не только русскоязычным, но и большинству израильтян", и подытожил: "Мне бы хотелось, чтобы это стало возможным".

Рождественские елки в Израиле

Несмотря на еврейский характер государства, елки в центре израильских городов все-таки устанавливаются. По традиции это делается в больших городах с высоким уровнем христианского населения - Назарете(Нацерете), Хайфе, Яффо, Иерусалиме.

Деревья эти - живые и выращиваются в Израиле специалистами лесного фонда (ККЛ).

Растут они на специальной делянке, только это не елки в буквальном смысле, а аризонские кипарисы - хвойные деревья, приспособленные к израильскому климату.

Делянка находится в центре страны, в Гиват-Йешаягу. Саженцы выращиваются в течение двух лет, пока не достигают двухметровой высоты. Перед Рождеством их предоставляют бесплатно представителям христианских общин, церквям, монастырям и посольствам, а также аккредитованным в Израиле иностранным журналистам.

Кроме того, живые елочки-кипарисы могут приобрести и граждане. Ежегодно перед Рождеством ККЛ устраивает елочные базары, список которых открыто публикуется в СМИ.

Что касается христианской общины Израиля, то она уже начала подготовку к своему празднику: с 25 ноября в Иерусалиме действуют рождественские рынки и даже можно встретить Санта-Клауса.

Однако инициаторы акции в Ришон ле-Ционе твердо отделяют Новый год от Рождества. Они даже обратились в муниципалитет с предложением установить елку после 25 декабря, чтобы она совсем никак не ассоциировалась с христианским праздником.

Ответ муниципалитета

"Вести" обратились с запросом в мэрию Ришон ле-Циона. Редакцию интересовало, известна ли там инициатива русскоязычных жителей по установке елки в центре города и как собирается реагировать на нее городское начальство.

Из муниципалитета Ришон ле-Циона поступил следующий ответ: "Мы ценим и уважаем всех выходцев из стран бывшего СССР, проживающих в нашем городе. Вместе с тем в нашем городе никогда не устанавливали елку, и мы не собираемся это менять".

 

Источник: vesty.co.il

Похожие статьи