Празднично украшенная елка, установленная в торговом центре Big Fashion в Ашдоде, стала предметом новой бурной свары между руководителями этого города.
Ави Амсалем, заместитель мэра Ашдода и глава местного отделения ШАС, потребовал «убрать этот позор». Однако мэр Йехиэель Ласри заявил, что «муниципалитет Ашдода не вмешивается в решения предпринимателей, исходящих из коммерческих соображений».
Представитель компании, управляющей Big Fashion, сообщил, что елку поставили по просьбе другого заместителя мэра, Эли Нахта, который вел свою предвыборную кампанию на муниципальных выборах под лозунгом «Нет — религиозному засилью!»
Руководство центра убеждает, что это сделано не из желания оскорбить или спровоцировать религиозных людей. Скорее, в Big Fashion пытались привнести в обыденную жизнь Ашдода немного европейского лоска. Там напоминают, что в других торговых центрах той же сети на севере страны из года в год устанавливают наряженные новогодние ели, и почему-то там это ни у кого не вызывает раздражения!
Торговый центр Big Fashion открыт в субботу. Уже одно это побуждает многих горожан из числа религиозных бойкотировать его на протяжении всей недели. Это – лишь один фрагмент того непрекращающегося противостояния ультраортодоксальной общины со светским населением, в том числе – большим числом новых репатриантов из СНГ. Оно служило главной темой последних муниципальных выборов в этом городе.
До сих пор коммерческий центр функционировал «без подстрекательства и разногласий», – написал заместитель мэра Амсалем на своей странице в «Фейсбуке», и добавил, что рождественская елка смотрится оскорбительно для «любого, кто идентифицирует себя, как еврея». А то, что ее установили рядом с ханукальным светильником, по его мнению, лишь усугубляет кощунство.
А житель Ашдода Ариэль Эльхарар, репортер религиозного веб-сайта «Кикар ха-Шабат» предположил, что решение выставить елку было принято по сугубо экономическим причинам – чтобы у так называемых, «антирелигиозных» представителей общественности возникло ощущение, будто торговый центр принадлежит только им, и это побудило бы их собираться там в большом количестве. «Раньше я бывал в Big Fashion, но после того, как там поставили елку, я вижу, что специально вбивается клин в отношения между моей публикой и этим торговым центром. Если все с этим согласятся, наверное, я тоже перестану туда ходить», – констатировал Эльхарар.
Давид Мор-Йосеф, ответственный за кашрут в местном универмаге, тоже счел появление елки провокацией. По его словам, некоторые из предпринимателей, которые работают в этом торговом центре, просто шокированы этим зрелищем.
В Big Fashion подтверждают, что новые репатрианты из СНГ составляют основную часть его посетителей – но всю эту дискуссию они считают лишней. «Она ни к чему не приведет», – заверило руководство торгового центра.
Депутат Кнессета Ксения Светлова («Сионистский лагерь») также прокомментировала ситуацию: «Поразительно видеть, как каждый год потомки Маккавеев грудью встают против зеленого дерева, украшенного разноцветными игрушками, словно опасаясь разрушения тысячелетних традиций. Такое впечатление, что борцы с новогодними елками боятся того, что этот праздник разрушит тысячелетние устои веры и традиций еврейского народа. А это ведь всего-навсего веселый семейный праздник Новый год, который отмечают репатрианты из стран бывшего СССР и радуются началу нового года.
Говорят же, что «кто верит – тот ничего не боится». Так что же за абсурдный страх перед Новым годом? Хорошо бы научиться уважать традиции и праздники евреев, приехавших в Израиль из разных стран мира. Нам очень важны иудаизм и еврейская традиция, при этом, мы привыкли отмечать начало нового года с украшенной елкой в семейном кругу. Хотелось бы уже, чтобы в Израиле можно было встречать Новый год без постоянных скандалов и оскорблений», – написала Светлова.
Источник: Детали