В ходе визита в Израиль помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон сделал несколько важных заявлений.
Он отметил, что крайний срок вывода американских войск из Сирии пока не установлен. «Нам необходимо успеть добиться ранее поставленных целей до того, как американские войска покинут территорию Сирии», — отметил он. Среди этих целей он назвал создание условий, обеспечивающих полную безопасность курдов, чьи формирования, выступая в союзе с США, сражались против ИГИЛ, окончательный разгром оставшихся в Сирии боевиков ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и обеспечение безопасности Израиля.
Все это, однако, вызывает серьезные вопросы.
Ранее президент Трамп говорил о том, что войска будут выведены из Сирии в самое ближайшее время, а ИГИЛ уже разгромлен. The New York Times писала, что президент намерен продлить срок вывода войск до четырех месяцев (еще раньше сообщалось о том, что войска могут быть выведены за 30 дней). Фактически, заявления Болтона если не полностью, что частично дезавуируют заявления президента Соединенных Штатов. Оказывается, что нет ни уверенности в окончательной победе над ИГИЛ, ни решения о скорейшем выводе войск. Более того, США берут на себя заботу о безопасности курдских формирований, а пока нет гарантий безопасности курдов, они из Сирии не уйдут.
Такие заявления прямо направлены против турецкого руководства и уже вызвали его жесткую реакцию. Дело в том, что ряд северных и восточных регионов Сирии находятся под совместным контролем американских войск и курдских подразделений, лояльных РПК (Курдская рабочая партия). РПК не только контролирует четверть территории Сирии (население данных районов в значительной мере состоит из курдов), но и ведет партизанскую войну на территории Турции за независимость или автономию турецкого Курдистана (в Турции проживает около 20 миллионов курдов).
Забота США о безопасности зоны влияния РПК в Сирии не выгодна для турецкого государства. Президент Турции Реджеп Эрдоган уже назвал неприемлемыми высказывания Болтона о необходимости обеспечить безопасность сил самообороны сирийских курдов. Он так же отметил, что Турция готова начать операцию против курдов в любой момент. Кроме того, Турция добивается передачи ей американских военных баз в этом районе и очень опасается, что эти базы будут переданы курдским вооруженным формированиям. Если случится последнее, это станет причиной нового охлаждения чуть потеплевших отношений Америки с Турцией.
Заявления Болтона заставляют задать вопрос: кто, собственно, управляет Соединенными Штатами? Позиция Трампа продиктована определенной логикой. В рамках этой логики Трамп добивается вывода американских войск, что соответствует интересам избирателей, делая выгодный для себя шаг в своей новой президентской компании. Кроме того, он совершает поворот в сторону Турции, которой передается часть территории Сирии. Такая про-турецкая линия в политике США поддерживается специальным посланником Америки в Сирии Джеймсом Джеффри. Именно, Джеффри, один из самых опытных американских дипломатов, защищает поворот США в сторону Турции - могучего государства, члена НАТО, прикрывающего южные рубежи Европы. И вот, неожиданный поворот в другую сторону.
Со своей стороны, позиция Болтона не лишена логики. Он полагает, что США не могут просто оставить своего союзника по борьбе с ИГИЛ, курдские формирования, верные РПК, на съедение турецкой армии. "США верны союзникам и не бросают своих" - так можно прочесть его послание. Кроме того, курды жалуются на нарушение Турцией прав человека в северосирийском кантоне Африн, который турецкие войска заняли в начале 2018 г. Болтон здесь выступает в роли защитника прав курдского населения.
Но это другая логика, не такая, как у Трампа. Обе позиции связаны с разными подходами к внешней политике США. Остается понять, какой будет равнодействующая американской политики в будущем и кто станет оказывать на нее преобладающее влияние - президент США Дональд Трамп или его окружение - политический класс, недовольный действиями первого лица.