В то время как в Федерации еврейских общин России с 2006 года существует должность главного военного раввина, армия Федеративной Республике Германии пока не укомплектована духовными наставниками нехристианских конфессий. Немецкая еврейская газета «Jüdische Allgemeine» затронула не решённую до сих пор в Бундесвере проблему еврейских капелланов — раввинов, призванных оказывать духовное попечение евреям-военнослужащим.
Арон Тенцер был социально активным человеком и, в то же время, приверженцем консервативных ценностей. Сегодня дом раввина Тенцера на Фрайхофштрассе, 46 напоминает о нем, родившемся в Братиславе и ставшем общинным раввином в Гёппингене, что близ Штутгарта. Тенцер работал в бывшем здании раввината на протяжении десятилетий. Он умер в феврале 1937 года, изгнанный нацистами из публичной жизни.
В начале Первой мировой войны патриотически настроенный Тенцер ушёл добровольцем на Восточный фронт в качестве раввина-капеллана. Наряду с духовным окормлением еврейских солдат на поле брани, он помогал в военном госпитале и устраивал для нуждающегося населения народные кухни.
«Мирный человек в военной шинели» — так описал он свою роль. Фотография того времени запечатлела его в военной форме с Железным Крестом II класса и магендавидом на груди. Раввин Арон Тенцер в числе 30 немецких фельд-раввинов на Первой мировой войне. Самым известным из них был Лео Бек, один важнейших представителей либерального иудаизма в Германии.
В отличие от вооруженных сил времен Второго рейха, Бундесвер, спустя 100 лет, представляет собой приверженную демократии армию «граждан в мундире». Однако солдат-еврей, который хотел бы молиться в свой шабат, или солдат-мусульманин, который в пятницу хотел бы развернуть свой молитвенный коврик, тщетно будет искать своего военно-полевого духовника.
У католиков и протестантов, состоящих на службе в Бундесвере, дело обстоит лучше. Согласно информации Министерства обороны ФРГ, в общей сложности насчитывается 108 протестантских и 56 католических военных капелланов. Введение многонационального религиозного попечения, которое будет обеспечиваться военными имамами или раввинами только планируется, поясняет представитель Министерства обороны.
Тем не менее, состоящие на военной службе нехристиане не должны быть солдатами второго сорта, когда дело касается религиозной службы, о чем в течение многих лет заявляет Союз еврейских солдат (BjS). Министерство обороны должно, наконец, нанять своего духовного наставника для евреев — военнослужащих бундесвера. «Они стоят за наши национальные ценности как и их христианские товарищи, —говорится в заявлении BJS. — Их право на свободу вероисповедания ничем не отличается от прав христиан или атеистов».
Эксперты оценивают численность военнослужащих-иудеев в 250-300 человек. Однако, поскольку Бундесвер не спрашивает о религиозной принадлежности при призыве солдат и найме гражданского персонала, достоверных данных нет. Один-два военных раввина могли бы эффективно служить этой группе людей, полагает Йозеф Шустер, президент Центрального совета евреев Германии. Двумя раввинами — один ортодоксальный и один либеральный — еврейский религиозный диапазон был бы вполне покрыт.
Число мусульман, служащих в армии ФРГ, вероятно, значительно выше. Заместитель комиссара германского бундестага Ханс-Петер Бартельс считает, что сегодня в Бундесвере служат около 1500 мусульман.
Отсутствие до сих пор в воинских частях имамов, объясняется тем, что министерство обороны из-за большого числа исламских объединений «не имеет надежных и централизованных контактов», говорят в военных кругах.
Список сторонников введения института еврейских капелланов сейчас довольно длинный. Уполномоченный федерального правительства по антисемитизму Феликс Кляйн утверждает, что военные раввины в «обучении солдат могли бы передавать еврейскую этику и ценности» и, таким образом, способствовать укреплению среди солдат внутреннего лидерства и понимания демократии. Кроме того, рабочая группа по безопасности и обороне парламентской группы СДПГ выступила в конце января за духовное окормление евреев и мусульман в Бундесвере.
В течение семи лет министерство обороны изучало необходимость пастырской помощи евреям и мусульманам. Пока безрезультатно. Ханс-Петер Бартельс, который годами призывал к введению института военных имамов и раввинов, надеется на «институционализированное решение, которое гарантирует солдатам надёжных доверенных собеседников». Правда, для военнослужащих-нехристиан существует Центральный контактный пункт для солдат иных вероисповеданий (ZASaG), который находится в Центре внутреннего командования. Но он не может быть заменой пастырской заботы. Об этом также известно руководству Министерства обороны. Каждый знает о том, что ему известна эта тема, даже о том, что есть две публикации, которые знакомят военных начальников с положением «немецких граждан еврейской или исламской веры в Бундесвере».
Вооруженные силы Нидерландов, Франции, Австрии и Великобритании уже давно укомплектованы капелланами-мусульманами. В армии Австрии недавно начал свою службу первый раввин. Еврейское религиозное попечение также доступно в британской армии. В США на военной службе состоят около полусотни «иудейских духовных лиц». И при том весьма успешно, как считает подполковник-раввин Генри Суссан, который в настоящее время служит в военной академии Вест-Пойнт. Все капелланы назначаются в воинские части независимо от их вероисповедания. По словам Суссана, большая часть его работы и работы его еврейских коллег направлена на нееврейских солдат. «Это приводит к положительной ситуации, когда солдаты считают пастора “своим духовником”, а не еврейским или католическим священнослужителем».
Ганс Ульрих Дильман
Перевод с немецкого Виктора Шапиро