Сафра Кац, которая скрывается от прессы и когда-то неохотно стала вторым CEO гиганта программного обеспечения Oracle, впервые вошла в рейтинг богатейших людей мира по версии Forbes с состоянием в $1 млрд.
Несмотря на то, что Кац принадлежит менее 1% компании, ее опционы – а это большая часть состояния топ-менеджера – позволили гендиректору Oracle попасть в верхний 1% населения планеты.
В 2017 году Сафра Кац в общей сложности заработала $135 млн, согласно последнему отчету компании, что делает ее одной из наиболее высокооплачиваемых женщин–менеджеров в мире. Она одна из 61 женщин-миллиардеров, самостоятельно заработавших свое состояние. И это лишь 3% от общего числа миллиардеров в списке Forbes. Другие 182 женщины из числа богатейших людей мира унаследовали состояния.
Сафра защищает свою личную жизнь и редко общается с прессой (она не ответила на просьбу предоставить комментарии для этой статьи). В редком интервью для Forbes 2006 года Кац не сообщила никаких подробностей о своей жизни или планах на будущее; она призналась только, что не хотела становиться CEO ведущего производителя программного обеспечения. Причины неприязни Кац к медиа-известности объяснил Forbes со-основатель Oracle и миллиардер Ларри Эллисон: «Она видела, что несут с собой слава и богатство, и она не в восторге». Муж Кац, писатель Гэл Тирош, как пишут СМИ, взял на себя заботу о детях. В 2000 году Кац сказала Fortune, что своим успехом отчасти обязана готовности ее мужа помогать присматривать за двумя детьми. За последние двадцать лет в Кремниевой долине Кац без лишнего шума создала репутацию в Oracle и стала одним из самых надежных помощников Эллисона, а попутно и разбогатела.
Уроженка Израиля Кац закончила Уортонскую школу Университета Пенсильвании в 1983 году, а в 1986 году получила степень по юриспруденции в том же вузе. Она 14 лет проработала в сфере финансов, специализируясь на отрасли программного обеспечения, и стала управляющим директором инвестиционной банковской группы Donaldson, Lufkin & Jenrette за три года до перехода в Oracle в 1999 году на должность старшего вице-президента. Ее нанял лично Эллисон.
Считается, что именно Кац стоит за агрессивной стратегией по поглощению других компаний: Oracle с начала тысячелетия потратила более $60 млрд на более чем 130 приобретений, включая два крупнейших враждебных поглощения в истории IT. В июне 2003 года Oracle инициировал полуторалетний процесс приобретения тогдашнего конкурента PeopleSoft, несмотря на возражения со стороны совета директоров PeopleSoft и Министерства юстиции США (из-за антимонопольных соображений). Сделка была закрыта в январе 2005 года. Oracle заплатил за PeopleSoft $11 млрд – в два раза больше первоначального предложения.
Три года спустя, в апреле 2008 года, Oracle приобрела BEA Systems за $8,5 млрд к радости миллиардера и инвестора-активиста Карла Айкана, который месяцами убеждал представителей последней согласиться на приобретение. В мае 2018 года в речи перед выпускниками Уортона Кац призналась, что лично вела переговоры с инвестором-миллиардером, но не сообщила других подробностей. «Я не могу говорить об [этом] публично, – сказала она выпускникам программы MBA. – Это было бы недостойно леди».
В сентябре 2014 года, когда Эллисон покинул пост гендиректора, Кац стала соруководителем Oracle (вместе с бывшим CEO HP Марком Хурдом). Впрочем, Эллисон остается исполнительным председателем совета директоров, а также CTO компании. Кац продемонстрировала агрессивный стиль ведения переговоров, но в своей речи перед выпускниками Уортона топ-менеджер дала советы, которые помогают понять, почему Эллисон выбрал именно ее в качестве своей преемницы.
Первый совет, вероятно, никого не удивит: «Пресса вам не друг, – сказала Кац. – Меня всегда поражало, сколько топ-менеджеров действительно верят, что у них есть друзья среди журналистов».
Второй: будьте честны. «Глупость можно загладить, но ложь – никогда, – сказала Кац. – Репутация – товар с малым сроком годности, и как только он истекает, он истекает навсегда».
Хорошо известно, что Кац предпочитает работать за кулисами, однако в последние годы она попадала в заголовки прессы из-за своего растущего политического влияния. В декабре 2016 года Кац встретилась с президентом Дональдом Трампом в Трамп-тауэре вместе с группой топ-менеджеров из IT и присоединилась к его переходной команде. Один топ-менеджер Oracle тогда уволился в знак протеста. В апреле 2018 года, как сообщил Bloomberg, на закрытом ужине Кац пожаловалась президенту Трампу на систему торгов на разработку правительственной облачной системы, которая, казалось, была выстроена специально для победы Amazon.
Что касается планов Кац, сейчас в центре ее интересов – искусственный интеллект. В ноябре 2018 года Кац вошла в Национальный комитет по безопасности по вопросам искусственного интеллекта – новый орган, созданный для преодоления превосходства некоторых стран над США в сфере искусственного интеллекта. Среди других топ-менеджеров, вошедших в состав комитета, миллиардер Эрик Шмидт, бывший исполнительный директор и председатель совета директоров Alphabet, материнской компании Google.
За несколько месяцев до назначения Кац выступила с речью в Париже в апреле на Station F, крупнейшем бизнес-инкубаторе в мире. Она объявила о рассвете подлинного искусственного интеллекта. Кац также высказала мнение, что в будущем успешными будут компании, которые смогут создавать на основе данных пользователей машины, которые будут находить и решать проблемы до возникновения осложнений. «ИИ – больше не вещь в себе, – сказала она. – Настоящая сила ИИ состоит в том, чтобы использовать его во всем, что мы делаем».
Источник: forbes.ru