Немецкоязычный новостной ресурс Jüdische Allgemeine поведал об интересной странице борьбы за независимость Израиля — о поддержке молодого еврейского государства американскими гангстерами, среди которых было немало евреев.
Празднование 70-летия независимости Израиля в прошлом году собрало множество местных и зарубежных знаменитостей на Горе Герцля в Иерусалиме. Среди них был 95-летний Амос Бар-Йохай. Слезы навернулись на глаза седого человека с белыми пиратскими усами, когда он увидел на вступительной церемонии молодых солдат. «Трудно поверить, как окрепла наша маленькая страна с 1948 года», — сказал он гордо.
Амос родился в 1923 году в Южно-Африканском Союзе. В двенадцатилетнем возрасте он вместе с семьей эмигрировал в Палестину, где стал одним из основателей кибуца Эйн-Гев на озере Кинерет. В 1944 году он вступил в Пальмах, боевое подразделение Хаганы, которое было предшественником израильской армии. Под началом легендарного командира Игаля Алона Амос быстро дослужился до офицерского звания.
В 1945 году Еврейское агентство для Израиля (возглавляемое Давидом Бен-Гурионом фактическое правительство до провозглашения государства) создало в Соединенных Штатах сеть для нелегальной закупки и контрабанды оружия под руководством Реувена Дафни. Амос был в его команде. «Дафни был примером для всех нас. Он сражался в Северной Африке в Еврейской бригаде британской армии против нацистов и был высажен с десантом в тылу врага в Югославии в 1944 году, чтобы присоединиться к партизанам», — рассказывает Амос.
В операции, в которой участвовали сотни американцев из всех слоев общества, была одна группа, которая оставалась анонимной: «Кошер Ностра» — еврейская мафия в Северной Америке. Центром операции по контрабанде оружия были арендованные двухкомнатные апартаменты в отеле «Fourteen» на Восточной 60-й стрит Нью-Йорка. Тедди Коллек, впоследствии долгие годы занимавший пост мэра Иерусалима, руководил текущими операциями и наблюдал за теми, кто входил в отель и выходил из него. Среди них был Фрэнк Синатра, который выступал в отеле с концертной программой, а затем стал важным сторонником Израиля. Он несколько раз встречался с Коллеком и пожертвовал миллион долларов на покупку оружия для молодого еврейского государства.
В то время правительство США поддерживало эмбарго на поставки оружия Израилю и в страны Ближнего Востока, но Египет и другие арабские государства находили способ обойти эмбарго. Другой эмиссар, Иегуда Арази, узнал, что мафия контролировала порт Нью-Йорка, и обратился к бандитскому боссу Меиру Лански. Он попросил его доставить оружие морским путем в Израиль. Лански немедленно связался с Альбертом Анастазией и Джо Адонисом из союзной итальянской мафии, которая контролировала многие порты и их профсоюзы на Восточном побережье США. Они помогли израильским агентам спрятать оружие, купленное для еврейского государства, и погрузить нелегальные партии военной техники на суда, направлявшиеся в Хайфу.
За два года до своей смерти в 2003 году Дафни рассказал в интервью израильскому телевидению о встречах с различными мафиози, одним из которых был Сэм Кэй из Майами: «Когда я вошел в его офис, меня встретил старый еврей. В нем было что-то мрачное, он курил сигару, но сходу говорил ‘’тахлес’’ («конкретно, по делу» — идиш). Через несколько минут он пообещал мне помочь и связался с президентом Панамы. С тех пор все наши корабли, доставляющие оружие в Израиль, были зарегистрированы в этой латиноамериканской стране, и все они шли под панамским флагом, что нам очень помогало».
Дафни, который позже работал израильским консулом в Нью-Йорке и послом в Индии, все время до его отъезда находился «под колпаком» ФБР. Тем не менее он продолжал встречаться со зловещими фигурами американского преступного мира, такими как «босс боссов», Лаки Лучано или пресловутый Багси Сигел, которые финансово поддерживали Израиль.
Однако конкурировавшая с Хаганой правосионистская подпольная военизированная организация Иргун (Иргун Цваи Леуми — Национальная военная организация) тоже управляла сетью контрабандистов оружия в Соединенных Штатах, и некоторые из ее членов связывались с различными еврейскими общинами и благотворительными организациями, чтобы помочь в создании еврейской армии для борьбы с арабами. Некоторые из них также получили поддержку от американской мафии.
«Я был тогда очень молодым идеалистом», — рассказывает Яаков Эфрати. 96-летний ветеран встречался в Балтиморе, Филадельфии, Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе с еврейскими и итальянскими гангстерами. Яаков, который сиротой нелегально прибыл морем в Палестину, потерял всю свою семью в Холокосте. «Мне всегда было ясно, что мы, евреи, никогда снова не должны быть беззащитными, и я бы пошел в услужение к дьяволу ради выживания Израиля, — говорит он. — Я часто встречал Микки Коэна, который, как говорили, был особенно жестоким бандитом. Он верил в сионистскую идею, победа Израиля в войне за независимость стала для него самым важным приоритетом. Он организовал сбор средств для Иргун и убедил ведущих еврейских деятелей преступного мира собрать сотни тысяч долларов, чтобы купить оружие, которое было немедленно отправлено в Израиль».
Большинство еврейских мафиози были готовы помочь Израилю. Некоторые гангстеры делали это из еврейской лояльности, некоторые хотели избавиться от дурной репутации в еврейских общинах. Внучка Мейера Лански, которая живет в Тель-Авиве, говорит, что дедушка очень поддерживал Израиль в Войне за независимость. Одна из причин, по ее словам, была в том, что он был убежденным сторонником сионистской идеи и постоянно повторял: «Земля наших предков не должна быть затоптана арабами». Некоторые мафиози считали себя защитниками евреев в почти библейском смысле, это было частью их мировоззрения. Другие хотели заслужить уважение, чтобы избавить от позорного пятна своих детей. Амос Бар-Йохай считает, что именно это побудило некоторых гангстеров в Нью-Йорке помочь Хагане. «У Авнера Цвильмана была дочь на выданье, но ей было трудно найти еврейского жениха из-за делишек отца. Я думаю, что он помогал нам, потому что для него это был способ завоевать себе доброе имя в еврейской общине».
Возможно, помощь Израилю следует рассматривать как позднюю версию еврейской гангстерской традиции защищать «свой район» от антисемитов. «После Второй мировой войны еврейское государство символически представляло собой еврейский квартал, — говорит Амос Бар-Йохай, — и помощь Израилю сразу была осознана еврейскими гангстерами как привычный долг всегда поддерживать своих в борьбе с врагами».
Таль Ледер
Перевод с немецкого Виктора Шапиро