Об израильской национальной легенде Иосифе Трумпельдоре написаны большие книги и сотни статей. Но хочется углубиться в некоторые моменты его биографии. Например – повлияла ли на его убеждения труднейшая жизнь его отца?
Отец Иосифа Трумпельдора, Вольф Самойлович Трумпельдор, из польских евреев, родился около 1834 года и в шесть лет попал в кантонисты. Как это произошло с ним, история умалчивает. Но мы знаем общую историю. Слово «кантонисты» пришло из Пруссии: так назывались поступавшие на службу из кантонов – особых округов, существовавших для укомплектования каждого прусского полка в XVIII веке.Петр Великий в 1721 году учредил гарнизонные школы для солдатских детей. В 1805 году их назвали кантонистскими, еще позже кроме «фрунта», арифметики и письма появились аудиторская, артиллерийская, инженерная, военно-медицинская, топографическая школы.
Но он вышел 26 августа 1827 года.
Считая справедливымъ, чтобы рекрутская повинность къ облегченiю Нашихъ вѣрноподданныхъ уравнена была для всѣхъ состоянiй, на коихъ сiя повинность лежитъ,
Повелѣваемъ:
1. Обратить Евреевъ къ отправленiю рекрутской повинности въ натурѣ.
2. Сборъ денежный на нихъ, вмѣсто общей повинности сей положенный, отмѣнить.
...Мы увѣрены, что образованiе и способности, кои прiобрѣтутъ они въ военной службѣ, по возвращенiи ихъ из оной, послѣ выслуги узаконенныхъ лѣтъ, сообщатся ихъ семействамъ, для вящей пользы и лучшаго успѣеха въ ихъ осѣдлости и домашнемъ хозяйствѣ.
Норма призыва евреев была неправедно завышена. Обычно забривали семь рекрутов с тысячи человек раз в два года; евреев же – по десять с тысячи и ежегодно. Указом оговаривался пониженный возраст. За набор стали отвечать кагалы – основные институты внутреннего управления еврейскими общинами. «При наборе в рекруты страшнее всех была участь детей, порой восьми и даже семи лет. Их родители бежали вслед за этапом многие километры»,– пишет Феликс Кандель.
§ 8. Евреи, представляемые обществами при рекрутских наборахъ, должны быть отъ 12 до 25 лѣтъ...
§ 74. Евреи малолѣтные, т.е. до 18 лѣтъ, обращаются въ заведенiя, учрежденныя для приготовленiя къ военной службѣ...
Почему в кантонисты попадали совсем малыши? Потому что в указе был параграф, гласивший: «Въ такомъ случаѣ, когда недостатокъ надлежащихъ свѣденiй даетъ сомнѣнiе о лѣтахъ, оное рѣшится мнѣнiемъ Рекрутскаго Присутствiя». Понятно, что «мнение» можно было «подкрутить» в удобную сторону.
Александр Герцен, «Былое и думы»: «Привели малюток и построили в правильный фронт; это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал – бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати лет еще кой-как держались, но малютки восьми, десяти лет... Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких, толстых солдатских шинелях со стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо ровнявших их; белые губы, синие круги под глазами показывали лихорадку и озноб. И эти больные дети без уходу, без ласки шли в могилу».
Николай Лесков, «Овцебык»: «...партию малолетних еврейских рекрутиков перегоняли через город. ...телеги, прыгая по губернской мостовой из стороны в сторону, качали головки детей, одетых в шинели из солдатского сукна. ...Мы подошли к одной телеге. На ней сидел больной мальчик лет девяти; другой лежал, укрывшись шинелью, и не обращал ни на что внимания; по его раскрасневшемуся лицу и по глазам, горевшим болезненным светом, можно было полагать, что у него лихорадка, а может быть тиф».
Владимир Гиляровский, «Мои скитания»: «...долго еще по пограничным еврейским местечкам ездили отряды солдат с глухими фурами и ловили еврейских ребятишек, выбирая, которые поздоровее, сажали в фуры, привозили их в города и рассылали по учебным полкам, при которых состояли школы кантонистов. Здесь их крестили, давали имя и фамилию, какая на ум придет, но, впрочем, не мудрствовали, а более называли по имени крестного отца. Отсюда много меж кантонистов было Ивановых, Александровых и Николаевых...
Воспитывали жестоко и выковывали крепких людей, солдат, ничего не признававших, кроме дисциплины. Девизом воспитания был девиз, оставленный с аракчеевских времен школам кантонистов: из десятка девять убей, а десятого представь. И выдерживали такое воспитание только люди выносливости необыкновенной».
Еще один параграф: «Дѣйствительная служба малолѣтнихъ Евреевъ въ отношенiи къ праву на увольненiе отъ оной, считается съ 18 лѣтъ ихъ возраста». Вольф Трумпельдор служил около сорока лет, и в эти годы вместилось даже участие в пленении имама Шамиля, о чем он много рассказывал детям.
Лубок. Художник Х. Ласков. Российская империя. 1905 год
Фото школы кантонистов в Гатчине сопровождается фрагментом из книги Канделя о насильственном крещении детей.
Но имелся и параграф: «Военнослужащiе Евреи во время, свободное отъ службы, могутъ исполнять всякiе обряды по их вѣрѣ, позволяемые общими законами Государства о терпимыхъ вѣрахъ, и Начальство наблюдаетъ строго, чтобы никто не дѣлалъ имъ никакого препятствiя и нареканiя». И далеко не везде были нарушения. Вольф вышел в отставку кандидатом на классную должность (заурядчиновником) – но не офицером, потому что отказывался креститься, хотя почти не говорил на идиш и не соблюдал традиции.
Присяга молодых солдат-евреев, хорошо виден раввин. 3-й Гренадерский Перновский полк
Лубок. Художник Х. Ласков. Российская империя. 1905 год
Лубок. Художник Х. Ласков. Российская империя. 1905 год
А шестой ребенок Вольфа – Иосиф, родившийся 21 ноября 1880 года в Пятигорске, прошел невероятно разнообразную жизнь и стал человеком-символом новой еврейской страны.
Фейга и Вольф Трумпельдоры – родители Иосифа Трумпельдора