Еврейская община Литвы переживает сегодня непростые процессы из-за баталий в вильнюсском руководстве и вокруг столичной синагоги. Так или иначе, эти конфликты отражаются на жизни общин и провинциальных городов, но при этом малочисленным еврейским сообществам легче удаётся сохранять цельность. Корреспондент Jüdische Allgemeine Ута Вайнман побывала в Шауляе и рассказала в своём репортаже о небольшой общине, имеющей свой центр и ведущей довольно активную жизнь в его стенах и за их пределами.
«Будем обедать или разговаривать»? За длинным столом в подвале старого дома в городе Шяуляй на севере Литвы собралось больше двадцати человек. Вопрос раввина, прибывшего из Вильнюса, вызывает оживленную дискуссию, в которой почти все участвуют в полный голос. Самому молодому здесь лет тридцать, самому старому — за восемьдесят. Все озабочены растущими разногласиями внутри литовской еврейской общины. Они надеются обрести в лице раввина Шолома Бера Кринского сильного посредника и ходатая в столице. Они хотят поговорить «тахлес» — конкретно (идиш). Но сначала решают поесть.
Община Шяуляя, четвертого по величине города в Литве, за последние несколько лет развила активную деятельность. «Большинство из нас люди не религиозные, а светские, — говорит председатель Саня Кербелис, — к нам приезжают раввины разных направлений: хасиды, литваки. В отличие от Вильнюса, где то одно, то другое направление берет верх, в Шауляе это не имеет значения. Мы говорим со всеми, мы просто евреи». Скромные финансовые ресурсы не позволяют маленькой общине содержать собственного раввина. Но, в любом случае, такой необходимости нет, поскольку здесь никто по-настоящему не религиозен.
Как и Кербелис, евреи, живущие сегодня в Шяуляе, в основном происходят из самого города или из его окрестностей. От 70 до 80 процентов из них могут говорить на идиш друг с другом, но они не умеют ни читать, ни писать на этом языке. Чтобы исправить это положение, несколько месяцев назад были организованы курсы идиш. Они открыты для всех заинтересованных лиц, а не только для членов общины. «Еврейская культура Литвы не может быть понята без знания идиша», — объясняет Кербелис. По объявлению на странице сообщества в Facebook сразу две молодые женщины-литовки записались на языковые курсы.
В Шяуляе нет еврейской школы или детского сада. В дополнение к культурным и социальным программам для своих членов община поставила цель активнее заявлять о себе публично. Одна из возможностей — своя спортивная команда. На городском турнире она смогли победить команду физкультурников из городской администрации и пожарной части. «Чтобы мнение о нас изменилось, мы должны изменить себя», — убежден Кербелис. Раньше приходилось преодолевать страхи и комплексы, которые сформировало советское время. Сейчас евреи активно заявляют о себе. В прошлом году они установили памятник Исакасу Аноликасу, убитому нацистами в 1943 году в Каунасе двукратному олимпийскому чемпиону, и устроили велопробег в его честь, городские власти оказали материальную поддержку.
Община в Шауляе также отвечает за несколько местечек в этом районе, таких как Жагоры, на границе с Латвией, в котором регулярно проводятся памятные мероприятия, потому что многие предки членов общины имеют там свои корни. Евреи в Жагорах сегодня больше не живут, но многие в Литве выступают за сохранение еврейского наследия города. По их инициативе установлены мемориальные доски, напоминающие о евреях, которые раньше жили в этих домах. Существует даже договоренность о том, что евреи, посещающие город в дни памяти жертв Шоа, могут входить в эти дома. И каждый год летом проводятся Дни еврейской культуры. Интерес ко всему еврейскому растет, говорит Саня Кербелис. Кажется, многое меняется к лучшему. Между прочим, пришло время не скрывать, что ты еврей. Есть даже литовцы, которые утверждают, что они евреи, хотя это не так. Председатель общины оценивает это как хороший знак: люди больше не отказываются от еврейства.
Кроме того, подчеркивает Кербелис, многие литовцы сожалеют о зверствах в отношении евреев. Но в то же время все еще можно услышать, что литовцы не причастны к истреблению евреев или что их принуждали к этому немцы. Официальные лица посещают мемориальные мероприятия в память жертв Холокоста, но не высказывают своего отношения, когда в газетах появляются статьи о литовских «народных героях» без упоминания их активного участия в убийствах евреев. Кребелис говорит об этом совершенно трезво. Пусть тогда не все поднимали оружие против евреев, но они молчали и обогащались за счёт еврейского имущества. На просьбы об установке памятных знаков власти всегда заявляют, что денег нет или даже что это дело евреев.
В настоящее время шяуляйские евреи больше всего озабочены ожесточенным конфликтом в Общине евреев Литвы. В других городах тоже недовольны ее председателем Фаиной Куклянской, которую обвиняют в воспрепятствовании демократическим выборам в общине, а также в манипуляциях с властью. Год назад даже был организован митинг против Куклянской. Ее упрекают в том, что, наряду с существующими и действующими общинами, были созданы и наделены правом голоса небольшие «ручные» организации. В результате этих реорганизаций община в Шяуляе сократилась со 162 до чуть более 100 членов. Согласно новой модели, каждая отдельная организация имеет голос, и таким образом в прошлом году было обеспечено переизбрание Куклянской председателем.
В конечном счете, борьба идёт за контроль над Фондом доброй воли. Фонд аккумулирует деньги, выплачиваемые литовским государством в качестве компенсации за отнятую еврейскую собственность. Из средств Фонда доброй воли в значительной мере финансируется и община в Шяуляе.
Конфликт связывает силы, но он не удерживает общину от ее разнообразной деятельности. «Всегда что-то препятствует движению, — говорит Саня Кербелис, — но мы всегда продвигаемся вперёд, насколько это возможно».
Перевод с немецкого Виктора Шапиро