Если кто не знает, так знайте: гастрономическая революция, о необходимости которой всё время говорили вегетарианцы, свершилась!
«Мы создали прекрасные копии. Они в основном соответствуют чрезвычайно сложной матрице мяса, – говорит Эшар Бен-Шитрит, генеральный директор израильской компании Jet Eat из города Нес-Циона. – Если из-под 3D-принтера выходят зубные протезы, почему бы не изготовить продукты в цифровом формате, такие как веганский стейк?»
Теперь во всём веганском мире обсуждается вопрос, вкусны ли эти свежеотпечатанные цифровые стейки, отправляемые на гриль прямо из-под принтера. Но в неофициальной веганской столице мира – Тель-Авиве – первый вопрос о еде звучит не «вкусно?», а «кошерно?».
Продукт, «напечатанный» с помощью новейших технологий, по вкусу, возможно, может служить эквивалентом мяса кошерных и даже некошерных животных, но только если в его составе одни растительные или минеральные ингредиенты. Такой цифровой стейк или бифштекс будет иметь статус «парвэ», то есть это ни рыба, ни мясо. Из такой «говядины» можно делать беф-Строганов в сметане, а из такой «курятины» – котлеты по-киевски со сливочным маслом внутри, были бы только кошерны используемые при этом молочные продукты.
Жестоковыйные, но мягкосердечные евреи глубоко сочувствуют мелкому и крупному рогатому скоту, отправляющемуся под нож. Сложена даже песня «Дона-дона» о бедном теленке, которого связанным везут на бойню. Наверное, эта самая известная в мире песня на идиш и подвигла ряд стран Евросоюза запретить на своей территории шхиту.
Изобретение компьютерного мяса могло бы избавить евреев и всё прогрессивное человечество от тяжелого морального выбора между желанием вкусно поесть и необходимостью лишать жизни беззлобных пернатых и рогатых созданий. Но проблема в том, что с таким продуктом невозможно, как заповедано, есть мясо в субботу и в праздники.
Несколько лет назад было найдено решение и этой проблемы. «Мясо», содержащее настоящий животный белок, можно выращивать из стволовых клеток разных животных. Однако сразу появляется масса вопросов к раввину. Кошерны ли стволовые клетки? Не являются ли они «мясом неубитого животного», которое не только евреям, но и всему прогрессивному человечеству – потомкам праведного Ноя – употреблять в пищу нельзя? Но, с другой стороны, речь о «мясе», выращенном при очень незначительном количестве «закваски» с сомнительной кошерностью, говорят последователи доброжелательного рабби Гилеля. Вот, например, теленок, нагуливая вес на привольных лугах, поедает вместе с травкой всяких некошерных жучков и паучков, чьи пережеванные останки участвуют в формировании будущих антрекотов, никак не умаляя их потенциальной кошерности. Но сторонники непреклонного рабби Шамая уже бегут со своими линейками и говорят, что выращенное in vitro мясо – совсем не мясо, поскольку оно должным образом не зашхитовано и, следовательно, к субботнему столу не годится.
В крайнем случае оно годится прогрессивному человечеству, голодающему в какой-нибудь Венесуэле, Эритрее или Северной Корее. А кто хочет лакомиться в шабат растительным мясом, извольте вырастить в колбе целое животное, и чтоб оно имело раздвоенные копыта и жевало жвачку, а потом чтоб его зарезал шойхет, имеющий смиху на искусственных животных.
А ведь наши патриархи не ели мясо и жили чуть не до тысячи лет! Может быть, зря мы высокомерно пренебрегаем достижениями дигитальной кулинарии из Нес-Ционы, города, чье название по-русски звучит Чудо Сионское? Пока мы будем жарить на гриле мясо, нес-сионские мудрецы напечатают на 3D-принтере нового Адама и Хаву, которые вкусят с древа познания цифровой плод, останутся в саду Эдемском, где будут размножаться исключительно дигитальным способом. И, как предвидел пророк Йешиягу, цифровой волк будет жить вместе с виртуальным ягненком, и дигитальный барс будет лежать вместе с сотовым козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе на одном дисплее, и малое дитя будет выводить их на 3D-принтер. И apple-корова будет пастись с macмедведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть прокси-солому, неотличимую от растительной баранины.