В Израиле изобретены и проходят тестирование корректирующие глазные нанокапли.
Какой орган главный у человека? Учитывая, что самая первая заповедь, данная Создателем всему живому, – «плодитесь и размножайтесь», можно подумать, что тот самый орган, ответственный за размножение. Многие так и думают. Но мы, евреи, прежде чем выполнить заповедь, должны своими глазами прочитать ее в Торе и комментарии к ней в «Шулхан арух», в талмудических трактатах. Поэтому главный орган, через который открывается нам воля Творца, – глаза.
На глаза у народа Книги приходится самая тяжелая нагрузка. Детей в традиционных еврейских семьях учат читать с трех лет, а потом книги сопровождают еврея всю жизнь. Ученые утверждают, что при рождении все люди дальнозорки – им, как сказал поэт, «большое видится на расстоянии». По мере роста у ребенка развивается способность различать мелкие знаки вблизи, а в пожилом возрасте эта способность обычно слабеет. Другое дело близорукость – это когда глаза очень хорошо видят вблизи, а то, что вдали, различают плохо. Другой поэт – Давид Самойлов – писал: «С постепенной утратой зрения всё мне видится обобщенней». И что интересно, близорукость – это еврейский дефект зрения. Об этом информировал еще энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
«Установлено, что близорукость чаще встречается у евреев, чем у христиан. Так, среди учащихся в хедерах найдено 13% (Харьков) близоруких, а в общих средних учебных заведениях отмечается 10,3%. Из 276 детей в петербургских еврейских училищах оказались 16,7% близоруких, из 2360 христианских же учениц в петербургских школах Патриотического общества – около 5%».
Не в том ли промысел Творца, сотворившего евреев по своему усмотрению, – чтобы они не глазели по сторонам, а смотрели в Книгу, которую Он им дал? Но среди утренних благодарностей за то, какими нас создал Б-г, про близорукость ничего нет.
Как бы то ни было, евреи испокон веков считались очкариками. И это – плата за владение словом и письменностью. Вспомним, какие толстенные стекла держались на переносице у Зеэва Жаботинского или того же Давида Самойлова (Кауфмана)! У Брокгауза и Ефрона об этом тоже сказано:
«Большая распространенность близорукости у евреев также зависит от сильного развития между ними грамотности… Большая наклонность евреев к близорукости проявилась особенно в низших классах, между тем как в высших (за исключением 9-го класса) перевес был на стороне христиан. Исследователь приписывает эту особенность более быстрому развитию евреев сравнительно с христианами».
И если евреи лидируют по расстройствам зрения, то неудивительно, что в Израиле разрабатываются технологии, позволяющие бороться за правильный взгляд на окружающую действительность, не надевая очки или контактные линзы, не прибегая к лазерной операции. В Израиле изобретены корректирующие глазные капли.
Пару лет назад фармацевтический гигант Novartis приобрел компанию, разрабатывающую средство для лечения дальнозоркости, и уже идут эксперименты с каплями для растворения катаракты. Это большой бизнес: дальнозоркость поражает большинство людей старше 45 лет, это потенциальный рынок в количестве почти 2 миллиардов человек по всему миру, из них 120 миллионов в одних только Соединенных Штатах.
В доклинических тестах нанокапли достигли коррекции 3 диоптрии для дальнозоркости и 2,5 диоптрии для близорукости путем локального изменения показателя преломления роговицы. «Мы пока не знаем, как долго длится этот эффект», – говорит д-р Давид Смаджа, офтальмолог Иерусалимского медицинского центра «Шаарей-Цедек», три года назад переехавший в Израиль из Франции.
В январе 2019-го были проведены тесты in vivo на кроликах и свиньях, в конце года планируется перейти к тестированию нанокапель на людях. «В будущем эта технология может позволить пациентам корректировать зрение не выходя из дома», – отмечает Смаджа.
Наверное, многие израильтяне, особенно молодые, с удовольствием воспользуются нанокаплями, чтобы избавиться от очков – которые, между прочим, мешают целоваться, а следовательно, не способствуют выполнению первой заповеди. В то же время для многих еврейских мужчин очки являются вторичным половым признаком, поскольку свидетельствуют об усердном исполнении важных мужских функций – регулярной молитвы и учебы. В конце концов, серьезный еврейский мужчина даже в самые интимные моменты жизни может испытать потребность заглянуть в «Шулхан арух», а тут проще по-быстрому надеть очки, нежели прибегнуть к помощи пипетки.