На имеющем богатую еврейскую историю Барбадосе недавно восстановили историческую синагогу. Будущее же самой еврейской общины — под вопросом.
В преддверии каждых президентских выборов в США раздаются недовольные голоса: «если победит X, я уеду в Канаду», «если победу одержит Y, я эмигрирую на какой-нибудь карибский остров».
В 2016 году Нил Рехтман потерял жену. Через несколько месяцев президентом США был избран Дональд Трамп. «В ночь победы Трампа я выключил телевизор и стал искать в Интернете карибский остров с синагогой и бридж-клубом, — говорит Рехтман, житель Нью-Йорка и профессиональный игрок в бридж. — Рав Гугл посоветовал мне обратить внимание на Барбадос».
Спустя два месяца Рехтман переехал на Барбадос, где решил начать новую жизнь. Найти трех партнеров для игры в бридж особой сложности не составило. Гораздо труднее оказалось собрать миньян из 10 евреев, чтобы читать Кадиш по его покойной жене.
Еврейская община Барбадоса принадлежит к Объединенной синагоге консервативного иудаизма и насчитывает 50 постоянных членов. Поскольку молодежи среди них почти нет, будущее общины представляется довольно туманным, распространены смешанные браки. Казалось бы, еврейская община Барбадоса, со всеми своими проблемами, очень походит на любую теряющую членов общину где-нибудь в глубинке. Но что ее отличает от других подобных — это синагога, построенная 365 лет назад.
«Нидхей Исраэль» — самая старая синагога в Западном полушарии (правда, в Интернете можно найти информацию, что самая старая — синагога на острове Кюрасао, на самом деле она была построена на 78 лет позднее).
Некоторые евреи, изгнанные из Испании, поселились в Бразилии, захваченной голландцами. Однако в 1628 году, когда Бразилию вернула себе Португалия, евреи вынуждены были бежать и оттуда. Многие из них расселились на островах Вест-Индии, в том числе на Барбадосе, захваченном незадолго до этого англичанами.
В течение 300 лет евреи процветали на острове. Им принадлежала монополия на торговлю сахаром. В 18 веке еврейское население острова достигло максимума численности — 800 человек (около 8% всего населения). Полное гражданское равноправие евреи на Барбадосе получили двумя годами ранее, чем в метрополии — Великобритании.
Тем не менее жизнь евреев на Барбадосе была далека от райской. Параллельно с экономическими успехами евреев усиливался и антисемитизм. Вторая синагога на острове была сожжена при таинственных обстоятельствах, а в 1831-м ураган разрушил и «Нидхей Исраэль». Вскоре и экономические условия на острове стали ухудшаться. Евреи постепенно покидали Барбадос. Хотя синагога вскоре после урагана была восстановлена, еврейское население сокращалось. Последний местный еврей умер в 1929 году.
В течение двух лет евреев на острове не было. Однако уже в 1931 году здесь поселился некто Мозес Альтман, заранее предвидевший приход нацистов и геноцид евреев в Европе. Постепенно на острове возникла новая еврейская община — ашкеназская. Правда, к тому времени здание синагоги «Нидхей Исраэль» было продано.
До 60-х годов евреи молились в частном доме, а затем приобрели здание под синагогу, расположенное в Рокли — пригороде Бриджтауна.
В 1979 году правительство приняло решение снести здание «Нидхей Исраэль», чтобы построить на этом месте здание верховного суда. Борьбу за сохранение исторического здания и передачу его еврейской общине возглавили сын и внук Мозеса Альтмана: Генри и Пол. Но только в 2017 году здание вновь стало использоваться в всоем исконном качестве — как синагога.
Джейкоб Хасид, уроженец Израиля, на протяжении девяти лет занимавший пост президента общины, в качестве ее главной особенности называет разнообразие: «У нас есть и ортодоксы, и консерваторы, и реформисты».
В силу малочисленности местного еврейского населения, на острове распространены смешанные браки. Те же евреи, которые стремятся найти супруга своей национальности, чашще всего делают это в студенческие годы.
Вопрос о том, сохранится ли ли «Нидхей Исраэль» в качестве синагоги, больше не волнует местных евреев. Старейшая синагога в Западном полушарии принадлежит Национальному фонду и не может быть продана. Если еврейская община на острове сохранится, то «Нидхе» Исраэль» будет использоваться по прямому назначению. Если же община исчезнет, синагога останется... просто пустой.