В самоубийственных боях под Галлиполи приняли участие многие русские евреи.
В подавляющем большинстве они уже были палестинскими поселенцами и воевали в составе Сионского корпуса мулов. Элиэзер Маркович Марголин, солдат и бизнесмен, был исключением. Он попал под Галлиполи из Австралии и был капитаном 16-го пехотного полка австралийской армии. Расскажу, как это произошло и как он в последующем послужил делу Израиля.
Лазарь Марголин родился в марте 1875 года в Белгороде, вне черты оседлости, в купеческой семье Йосефа Мордехая Марголина и его жены Лейты Фрейды, урожденной Карлин.
Интересный факт: Марголин – вариант выдающейся раввинистической фамилии Германии, Польши и России. Ее носило много знаменитых талмудистов и раввинов: Маргалиот, Марголиот, Маргалут, Марголис, Маргулис, Маргулеш, Марголин, Маргулян — «жемчужный». Все они – потомки Раши, Рабби Шломо бен Ицхака, философа, талмудиста, раввина и толкователя Торы. А Раши был прямым потомком царя Давида.
Но Лазарь воспитывался не как сионист и плохо знал традицию. Он учился в белгородской гимназии, знал наизусть Пушкина и Лермонтова, любил просторы полей и восхищался казачьим духом свободы.
После убийства Александра II в 1881 году положение евреев в России сильно ухудшилось. Марголины решились переехать в Палестину, для чего продали имущество и купили ферму в колонии Реховот. Семнадцатилетний Лазарь был в ужасе. Старший брат его, Мойше, остался в России.
Справка: Моисей Маркович Марголин (1862—1939) учился в Санкт-Петербургском университете, стал русским писателем, издавшим книгу «Основные течения в истории еврейского народа» (СПб., 1900), редактором журнала «Еврейская Жизнь» и 82-томного Энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона.
В Палестине Лазарь обнаружил, что иврит используется не только для молитвы, но и для общения, стихов и прозы. Он впервые увидел, как евреи работают на земле – и сам начал трудиться на родительских виноградниках. Охранники колонии научили его стрелять из винтовки и скакать на лошади. Ночью Лазарь и другие молодые люди на лошадях патрулировали сады поселения, чтобы бороться с мародерами из соседних арабских деревень.
Элиэзер Марголин, второй справа, в компании поселенцев Ришон ле-Цион и Реховота, 1893-94 годы
Когда Герцль в 1898 году посетил Реховот, его приветствовала группа велосипедистов во главе с Лазарем: это произвело на Герцля большое впечатление.
Но дела у родителей шли неважно, и когда экономика покачнулась, они оказались в долгах. Вскоре родители почти одновременно умерли.
Опустошенный, Марголин решил эмигрировать. Он пообещал свежим могилам, что вернется в Палестину, чтобы освободить ее от турецкой оккупации.
В апреле 1902 года он нищим прибыл в Австралию. Учил язык, бродил по стране, пробовал свои силы в сельском хозяйстве, но потерпел неудачу; работал водителем грузовика, затем вернулся к торговле, которую ненавидел, и открыл винный магазин в шахтерском городке Коли; преуспел, накопил немного капитала и был готов вернуться в Палестину. Но началась Первая мировая война.
В сентябре 1914 года он добровольцем вступил в австралийскую армию, был отправлен в Египет в составе экспедиционных сил АНЗАКа (Австралийского и новозеландского армейского корпуса) и попал в Галлиполи, где познакомился с добровольцами из Zion Mule Corps, был ранен и получил офицерское звание. После провала кампании отправлен во Францию, в боях на Сомме был трижды ранен, стал подполковником, поехал лечиться в Лондон, был комиссован по здоровью и намеревался вернуться в Австралию, но услышал о Еврейском легионе – Королевских стрелках.
Австралийский лагерь на склонах Масличной горы и горы Скопус. 1918 год
Находившийся тогда в Лондоне Зеев Жаботинский, друживший в России с Моисеем Марголиным, встретился с Элиэзером и убедил того принять командование 39-м батальоном Королевских стрелков, состоявшим в основном из американских еврейских добровольцев.
Дэвид Тидхар (ред.). «Полковник Элиэзер Марголин», «Энциклопедия пионеров ишува и его строителей», том 5, 1952 год
В сентябре 1918 года Марголин возглавил отряд из 39-го и подразделений 38-го (тоже созданного из зарубежных добровольцев) батальонов. Они пересекли Иордан на переправе Ум-Шорт и завоевали город Эс-Салт, где Марголин стал военным губернатором.
Элиэзер Марголин ведет 39-й батальон Королевских стрелков через бейт-Шемен. 1914-18 годы
Забавно, в каком контексте Марголин упоминается в известной песне Арье Рубинштейна – сержанта 39-го батальона – «Арье, Арье» на шотландскую народную музыку:
«Вечером нам дали мясо,
Оно было несвежим.
Я спорил с командиром Марголиным.
Он сказал: «Ешь и будь здоров!».
В конце Первой мировой войны оба батальона были расформированы, и было решено создать еврейско-арабские силы под британским командованием, «Силы обороны Палестины». Еврейские части под командованием Марголина должны были находиться на севере страны, а арабские – на юге.
В арабских бунтах 1921 года погибли 13 евреев и писатель Йосеф Хаим Бреннер. Подчиненные Марголина вопреки приказу решили противостоять арабам, не ставя в известность командира, чтобы не подвести его под трибунал. Но Марголин все узнал, прибыл в Тель-Авив, собрал ветеранов Еврейского легиона и выставил из них заслон, открывший огонь по нападавшим и прошедший по улицам Яффо. Это положило конец беспорядкам.
Он знал, что это – конец его военной карьеры и повод для роспуска Еврейского легиона. Чтобы избежать суда, он покинул страну, сказав на вокзале Лода провожавшим его солдатам: «Я разочаровался в правительстве, но не в стране».
Он вернулся в Австралию и поселился в Перте. Его письма того времени наполнены горечью и тоской по Палестине.
Элиэзер Марголин умер в 1944 году, а через шесть лет его прах привезли в Израиль для перезахоронения рядом с родителями. На похоронах присутствовали его товарищи по Легиону, видные политические и военные деятели.
В мошаве Авихайл на памятнике Марголину написано: «Сильный человек, который любил своих солдат и свой народ».