Историческая драма «Грузчик» («The Mover») рассказывает историю Жаниса Липке, который сумел спрятать и вывезти из Риги 60 евреев, рискуя быть казненным оккупационными нацистскими властями. О фильме, снятом в Латвии, пишет The Times of Israel.
Под гитлеровской оккупацией уделом еврейского населения Латвии стали гетто, депортации в концлагеря и массовое истребление. Сотрудничество части латышей с немецкими нацистами оставило за собой напряженность, сохраняющуюся в обществе и по сей день.
И все же один латыш удостоился международного признания за героическое спасение евреев. В годы войны Жанис Липке спас около 60 евреев, укрыв их в погребе под своим домом. «Яд Вашем» признал Липке «Праведником народов мира», и его история показана в новой латвийской исторической кинодраме «Отец Ночь» (в англоязычной версии «The Mover» — «Грузчик»).
Латвийский кинорежиссер Дэвис Симанис в мае показал свой фильм на Вашингтонском еврейском кинофестивале, предстоят показы на еврейских фестивалях в Варшаве и Берлине. Он снят по роману «Мальчик и собака» Инесы Зандере и Рейниса Петерсона.
Симанис, который называет себя лютеранином, редко посещающим церковь, рассказал, что, когда Латвия была частью СССР, власти замалчивали историю Липке, это продолжалось и в первые годы независимости Латвии. Симанис считает эту историю «удивительным сюжетом о большом мужестве, человечности, но и в то же время с элементами триллера». Прочитав «Мальчика и собаку», режиссер втянулся в трехлетний процесс работы над фильмом о Жанисе Липке, жившем в Риге с женой Йоханной, дочерью Айной, старшим сыном Альфредом и младшим сыном Зигфридом, когда нацисты летом 1941 года вторглись в Латвию и приступили к истреблению евреев.
В главной роли фильма снялся известный латышский актёр Артурс Скрастыньш.
Согласно данным Мемориального музея Холокоста США, из 94 000 евреев, живших в Латвии до Второй мировой войны, все, за исключением нескольких тысяч, погибли в Холокосте, в том числе 26 тысяч человек в печально известной резне в Румбуле. Липке лично был свидетелем того, как евреев вели на смерть, эта сцена включена в фильм. Убийства в лесу Румбула происходили в течение нескольких дней, 30 ноября и 8-9 декабря 1941 года. В фильме Липке беспомощно наблюдает, как евреев колоннами гонят из Риги в лес и заставляют раздеваться, оставляя груды одежды. Симанис не показывает убийства, но не оставляет сомнений в том, что произошло. Он назвал это одной из самых сложных сцен в картине.
«Все статисты, более 200 на съемках, чувствовали, что это происходит почти в реальном времени», — рассказал Симанис. «Были настоящие слезы... съемочной группе было даже трудно оставаться на рациональном уровне, сдерживать эмоции».
Дайна Эглитис, доцент кафедры социологии и международных отношений Университета Джорджа Вашингтона, эксперт по истории Холокоста в странах Балтии, посмотрела фильм на Вашингтонском кинофестивале. Вот ее мнение.
«Ясно, что Липке и его жена заслуживают признания за их огромное мужество. Они шли на жертвы и на большой риск, и это показано в фильме. Их дочь-комсомолка эвакуировалась с Советами, когда наступали немцы, а их старшего сына заставили служить в немецкой армии. Они решили действовать, несмотря на опасность и собственные невзгоды. Так мало кто поступал. Героизм Жаниса Липке кажется неправдоподобным: спаситель — простой латыш, портовый рабочий, не раз подвергавшийся штрафу за контрабанду. Около десяти процентов жителей Риги были евреями, вероятно, у Липке были соседи, знакомые или коллеги-евреи. Но это можно сказать обо всех латышах в Риге и других городах, таких как Даугавпилс и Лиепая, где евреев было много. Значит, связи и знакомства сами по себе не могут объяснить мотивы действий.» Трудно сказать, сколько латышей спасали евреев, Музей евреев Латвии оценивает, число спасённых примерно в 400, поэтому были, конечно, и другие малоизвестные спасатели, но Липке выделяется своим мужеством и количеством людей, которых ему удалось укрыть. То, что характеризует большинство латышей во Второй мировой войне, вероятно, является комбинацией страха, безразличия и подозрительности. Было небольшое, но существенное число откровенных коллаборационистов, добровольно вступивших в пресловутую «зондеркоманду Арайса» и которые служили охранниками в гетто. Были те, кто непосредственно не участвовал в насилии, но, например, указывал эсэсовцам, где жили евреи. Об этом довольно много говорят в своих свидетельствах выжившие: именно латыши знали, где живут еврейские семьи, а не немцы».
Так пишет в своём отзыве на фильм Дайна Эглитис.
Режиссёр Симанис отмечал, что тема коллаборационизма — не главная в фильме, но он хотел, чтобы она была частью сюжета. Сегодня ветераны латвийских дивизий СС, выступавшие против СССР, продолжают проводить свои памятные церемонии. «Когда дело доходит до цифр, вы вспоминаете об Оскаре Шиндлере или других спасителях тысяч людей», — размышляет Симанис. «Но у них были определенные ресурсы: они работали в промышленной сфере, обладали дипломатическим статусом или политическим влиянием. У Жаниса Липке не было никаких средств или базы для спасения евреев... он был никто: только семья и несколько друзей, помогали ему».
После освобождения Латвии Липке столкнулся с новыми невзгодами. Его дочь Айна, вернувшись из эвакуации, погибла при невыясненных обстоятельствах — провалилась под лёд Даугавы. Сын Альфредс не мог вернуться из-за службы у немцев и жил в Австралии. Тем не менее, замечательная семья продолжала спасать людей. В 1980-е годы Жанис Липке приютил евреев из России, добивавшихся выезда в Израиль. Младший сын Липке, Зигфрид стал речным спасателем, на его счету спасение 18 утопающих.
За свой подвиг по спасению жертв Холокоста Жаниса Липке получил всемирное признание как «Праведник народов мира». И теперь художественный фильм может засвидетельствовать это.
В Риге, рядом с домом, где до сих пор живут потомки Жаниса Липке, на территории яблоневого сада по направлению к Даугаве, построен мемориал памяти легендарного портового грузчика. Аскетичное, темно-серое деревянное здание без окон, напоминает перевернутую вверх дном, вытянутую нa берег лодку.. Архитектор Зайга Гайле спроектировала так, что прежде чем попасть в его помещения посетитель проходит по длинному тёмному коридору. Здание напоминает и Ноев ковчег, после Потопа причаливший к суше со счастливыми выжившими – новым человечеством, которое Господь решил больше не уничтожать. В мемориальном комплексе работает культурный центр, занимающийся проектами, связанными с еврейской общиной, Израилем, пропагандой идей толерантности и мультикультурного сотрудничества. Здесь проходят разные мероприятия, например, исполнение оперы латвийского композитора Макса Гольдина «Ахашверош-Шпиль» при участии кантора синагоги Зеев Шульмана, солистов и оркестрантов Рижской Оперы, а также автора этой заметки.