24 августа – печальная дата – исполняется 90 лет со дня еврейского погрома в Хевроне. Это событие стало этапным в будущем развитии еврейско-арабского конфликта, который продолжается до сих пор и конца ему не видно.
В ходе конфликта арабскими погромщиками было убито 67 евреев и более полусотни ранено, были разрушены еврейские дома и синагоги, уничтожены свитки Торы. В воспоминаниях переживших погром отражен весь ужас просходившего.
Но есть и воспоминания о счастливом спасении арабами – не погромщиками, а праведниками. Как и будущие праведники Холокоста, они нередко рисковали жизнью, чтобы спасти еврейских мужчин, женщин и детей. И когда вспоминают о хевронском погроме, не так часто упоминают об этих героических людях. Поэтому вспомним о них.
Из сравнительно недавно опубликованного письма Зейде Бернцвайг:
«…Арабы уже были почти рядом с домом. Они ходили от двери к двери, убивая каждого, кто был внутри. Отовсюду раздавались страшные крики и стоны. Люди кричали: «Помогите! Помогите!» Нас было тридцать три, и скоро все мы погибнем.
И в этот момент Бог, по великой милости своей, послал нам араба, который жил на задворках нашего дома. Он отвел нас в подвал своего дома – большую комнату без окон. Сам он, с несколькими арабскими женщинами встал около двери. Лежа на полу, мы слышали крики истязаемых евреев. Это было невыносимо, каждый из нас уже произнес видуй (предсмертную исповедь)…. Пять раз арабы подходили к дому и требовали у арабов, стоящих на нашей защите, передать им евреев. Те, в свою очередь, кричали, что они никого не прячут и ничего не знают. Они просили погромщиков не трогать их дом».
Через несколько часов евреев вывела из дома полиция и увела в безопасное место. Имя спасшего их араба – Хадж Эйса Эль Курдие. Среди тридцати трех евреев, прятавшихся в подвале, половину составляли дети, среди них много малышей. Они плакали. Две арабские женщины, сидевшие во время погрома у входа в дом, все это время громко выли, чтобы заглушить крики детей. Жена хозяина, Имм Махмуд, отвела своего 10-летнего сына в подвал к евреям, чтобы те убедились – их не выдадут.
Йона Молчадски пряталась в подвале другого арабского дома. Она была на последнем месяце беременности, и во время погрома она, тут же в подвале, родила. Позднее она вспоминала, что на требования арабов выдать прячущихся евреев хозяин дома ответил: «Мы уже убили всех своих евреев», после чего погромщики ушли.
Семья Абу Ид Зайтуна спрятала несколько евреев в своем подвале и защищала их с оружием в руках.
Муса Агима, сын еврея-резника, свидетельствует, как араб-помощник его отца тайком вывел семью из дома, посадил на ослов и вывез в Иерусалим.
Но самые поразительные воспоминания оставила Малка Слоним, рассказывающая как их спасал пожилой араб по имени Абу Шакер:
«Мы еще ничего не знали, и Абу Шакер сообщил нам, что происходит… Погромщики приближались, мы уже слышали яростные крики убийц, а затем голос Абу Шакера: «Убирайтесь! Вы сюда не войдете! Вы сюда не войдете!» Они сбили его с ног. Он был старым, лет 75, но все еще сильным. Он боролся. Лежа перед входом в дом, он кричал: «Вы войдете только через мой труп! Через мой труп!» Один из погромщиков вытащил нож и крикнул «Я убью тебя, предатель!», после чего ударил ножом в ногу. Абу-Шакер истекал кровью, но не было слышно ни одного стона. Он не кричал, только сказал: «Теперь идите и режьте. Я не могу двинуться».
Погромщики посовещались, наступила тишина, и они ушли. Мы знали, что спаслись и хотели перенести нашего спасителя в дом, перевязать рану и поблагодарить. Он отказался, и сказал, что могут прийти другие, и его долг еще не исполнен».
Всего из 750-800 еврейских жителей Хеврона уцелело 430 евреев. До домов некоторых из них погромщики не добрались, другие спрятались и их не обнаружили, некоторые притворились мертвыми. Остальных спасли арабы. О точном количестве спасенных арабами и их спасителей до сих пор идут споры. Существуют три списка спасенных. Наиболее авторитетный датируется 20 января 1930 г. и подписан раввинами ашкеназской и сефардской общин Израиля. Он включает имена 19 спасителей и 270 спасенных. Но подробно исследовавший это вопрос Меир Гринберг пишет, что в списке нет девяти человек из группы спасенных, в которую входил его дед и оценивает общее количество спасенных в 280-300 человек. Поскольку в списке не учтены имена арабских женщин, защищавших евреев, то число спасителей вырастает до 23-25 чел. (семей). В другом, энциклопедическом источнике говорится о 28 семьях спасателей.
В любом случае, большинство евреев Хеврона остались в живых благодаря спасшим их арабам – 2-3 десяткам семей. Погромщиков же были тысячи. Увы, но история человечества такова, и вряд ли изменится. Группа людей может массово превратиться в зверей – а праведниками среди нее окажутся считанные единицы. Но поэтому их и надо помнить, чтобы вообще не потерять веру в человека.