В воскресенье в Кишиневе состоялось открытие новой синагоги. Церемония стала частью программы образовательной конференции «Лимуд», проходившей в молдавской столице 25—26 августа. Гостями церемонии были участники конференции из городов Молдовы, представители еврейских общин других стран. Официальную власть представляла спикер парламента республики Молдова, председатель Партии социалистов Зинаида Гречаный. В своем выступлении на церемонии она напомнила, что исторически Молдова всегда была многоконфессиональной. В Кишиневе всегда уживались разные религиозные взгляды, разные национальности.
«Наша прямая задача – хранить и приумножать эту традицию», – подчеркнула спикер.
Синагога устроена в сохранившейся старой части нового еврейского общинного центра «Кедем», возведенного на месте исторической «синагоги дровосеков» — «Лемнэрия», существовавшей с 1835 года. От нее сохранилась старинная фасадная стена и полуподвальное помещение бывшей миквы.
Здание в 1990 году передано общине и реконструировано в 2005 году при поддержке Американского еврейского объединённого распределительного комитета («Джойнт»). До сих пор здесь работали нерелигиозные еврейские организации Молдовы, теперь с открытием синагоги общинный центр стал отвечать всем возможным еврейским потребностям.
Раввином еврейской общины Молдовы вот уже полтора года служит Шимшон Даниэль Изаксон. Он относительно молодой человек, родился в Могилеве, сразу по окончании средней школы обратился к религии – учился в ешивах Москвы, а затем Иерусалима. Был раввином Витебска и Вильнюса. Предметом гордости раввина Изаксона стало то, что Кишиневе ему удалось сформировать в новой синагоге конгрегацию из относительно нестарых людей, относящихся к среднему классу. В городе есть и другие синагоги, но туда ходят другие прихожане.
Вот как описывает религиозную жизнь в сегодняшнем Кишиневе рав Изаксон:
— Главной синагогой города считалась старая «синагога стекольщиков» – «Глэйзер-шул», так она называлась. Она была всегда, это единственная городская синагога, которую не закрыли в Кишиневе, когда Хрущев боролся с религией. Туда все ходили. Сейчас там обосновался «Хабад». Был такой выдающийся раввин – реб Залман Абельский. Его еще Любавичский ребе, когда был жив, сюда послал. Реб Залман был прямо-таки уникальный дедушка, всеми уважаемый и ценимый. Очень харизматичный, люди к нему тянулись. После того как он умер, его сыновья вместо того, чтобы приехать сюда и унаследовать его место, предпочли не менять свой образ жизни в Америке или в Израиле, а вести какие-то дела дистанционно. Число прихожан там уменьшилось. Но на большие праздники собирается около ста человек, а регулярно – человек 30. Есть еще «Сенная синагога», там тоже есть свои лидеры, свои прихожане, тоже человек 30 по субботам. И есть «бухарская» синагога. Дело в том, что в Кишиневском медицинском университете учатся полторы тысячи человек с израильскими паспортами. Среди них минимум пятьсот евреев и много израильских арабов. А евреи там почти все бухарские, их родители хотят, чтобы дети не слишком сильно отходили от традиции, поэтому они вложились в аренду помещения рядом с университетом и поддерживают свою синагогу. Из 500 евреев-студентов молиться ходят человек 30–40. Есть в Кишиневе и горские евреи — несколько семей, приличные, образованные люди. Они держатся очень дружно и даже образуют свою общину. Часть из них по привычке ходит молиться в синагогу «Хабада», а часть ко мне. И я прошу заметить: 85% моих прихожан раньше вообще никогда не ходили в синагогу! — подчеркнул раввин Изаксон.
По оценке рава Шимшона, в городе есть более ста человек, которые регулярно ходят молиться в ту или иную синагогу. Что же касается общего количества евреев в Молдове, то его можно оценить по количеству мацы, которую ежегодно заказывают на Песах — четыре тонны. Из этого следует, что максимальная оценка численности до 15 тысяч человек не лишена оснований.
Еврейская община Молдовы является объединяющей структурой всех еврейских организаций республики. В отношениях с государством, с властями, во всех глобальных вопросах евреев Молдовы представляет община. Председатель еврейской общины Молдовы – Александр Билинкис, успешный бизнесмен. Именно он и общинное руководство сочли необходимым пригласить на работу в общину молодого харизматичного раввина, который смог бы привлечь к традициям иудаизма молодежь.
Но, как и во многих европейских странах, еврейская Молдова в большей степени славится своим прошлым, нежели настоящим. Бессарабия была родиной выдающихся религиозных лидеров, среди которых – легендарный раввин Йегуда-Лейб Цирельсон (1859—1941), один из крупнейших галахических авторитетов XX в., на протяжении нескольких десятилетий – главный раввин Бессарабии. Он автор трудов на русском, румынском, идише, иврите и арамейском языках, он был общественным деятелем – выступал в поддержку Менахема Бейлиса, ставшего жертвой кровавого навета. В центре города есть остатки синагоги Цирельсона. Поскольку закона о реституции в республике пока нет, община выкупила руины и приступает к реконструкции дома молитвы, который по ее завершении должен быть главной синагогой Кишинева. В столице Молдовы есть ряд улиц с еврейскими названиями: улица Иерусалимская, улица Рабби Цирельсона, улица «Хабад-Любавич»— это улица, где находится хабадская синагога.
Что же касается знаменитых молдавских евреев — наших современников, то нельзя не упомянуть видного израильского политика Авигдора Либермана.