|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Праведник народов мира, развязавший Вторую мировую войну

80 лет назад началась Вторая мировая война. Оказывается, в ее разжигании свою роль сыграл и легендарный спаситель евреев Оскар Шиндлер.

Как известно Оскар Шиндлер спас от гибели в оккупированном нацистами Кракове 1200 рабочих-евреев своей фабрики, и голливудский фильм об этом героическом поступке сделал его образ архетипом «Праведника народов мира». Однако известно и то, что Шиндлер играл помимо этого и довольно неприглядные роли, находясь во время правления Гитлера на секретной службе.

Ни в книгах, ни в фильме не показано, как Шиндлер помогал нацистской Германии создать «casus belli» — повод для развязывания войны, начавшейся 1 сентября 1939 года вторжением в Польшу. Шиндлер возглавлял сеть из 25 шпионов и готовил печально известную операцию, вошедшую в историю под названием «Гляйвицкая провокация».

По общему мнению историков, Шиндлер в середине 30-х годов был неудачником, безработным и к тому же алкоголиком, наделавшим много долгов. Он неоднократно оказывался под судом и в тюрьме за драки, хулиганство и мошенничество. Неудавшиеся гешефты Шиндлера варьировались от птицеводства до банковского дела, и он был известен как «Шиндлер-свиндлер» (Swindler — по-английски «прохиндей»).

И вот на каких-то вечеринках для «избранных», куда попал и Шиндлер, он произвел впечатление на нацистских «акул» шпионажа. Один из них завербовал его работать на германский абвер (военную разведку), и Шиндлер был отправлен в Остраву (Чехия). Расположенный недалеко от границы с Польшей город кишел шпионами и двойными агентами.

В отличие от ловкого манипулятора, каким Шиндлер показан в фильме Спилберга, первую свою миссию 30-летний шпион тупо провалил. Люди в Остраве знали Шиндлера по имени, и он даже не потрудился изменить свой адрес, все время собирая информацию о чехословацкой военной обороне. Эта небрежность привела к аресту Шиндлера по обвинению в тяжких преступлениях против Чехословацкого государства.

В августе 1938 года Шиндлер был признан виновным и приговорен судом в Брно к смертной казни. Однако через два месяца Германия вторглась в Судетскую область, и все политические заключенные, включая агента Шиндлера, были помилованы и освобождены.

Подробности этого периода в жизни Шиндлера не всплывали до тех пор, пока книга и фильм не сделали его легендой. 15 лет назад Дэвид М. Кроу представил большую часть довоенной биографии в своей книге «Оскар Шиндлер: недосказанная биография, участие в войне и подлинная история до его списка».

Кроу пишет в своей книге, как Шиндлер однажды принес домой клетки с голубями. Птицы предназначались для передачи сообщений, но Шиндлер вскоре потерял к ним всякий интерес. Однако он, похоже, усвоил уроки своей неудачной первой шпионской миссии и действовал уже под кодовым именем.

Оскар Шиндлер получил важное для его будущих возможностей спасать евреев продвижение по службе в абвере: стал заместителем командующего разведкой в районе Остравы. Рядом с подведомственной ему территорией находился немецкий город Гляйвиц (Гливич в современной Польше) с замком 14-го века.

Кроме того, в Гляйвице находилась самая высокая деревянная конструкция в Европе — построенная в 1935 году радиомачта высотой в 118 метров, которую называли «Силезская Эйфелева башня». Расположение вблизи границы делало ее мощным пропагандистским инструментом.

После официального вступления Шиндлера в нацистскую партию в 1939 году ему было поручено подготовить атаку под фальшивым флагом на башню в Гляйвице. Население приграничных мест обильно подпитывалось антипольской пропагандой, и Шиндлер должен был бросить одну из многих спичек, чтобы вспыхнуло пламя ненависти.

В начале книги Томаса Кенелли «Ковчег Шиндлера» (1982) коротко говорится о превращении Шиндлера в нацистского шпиона. «Во время своей поездки в Польшу он продемонстрировал людям из абвера дар очаровывать разговорами, особенно в светской обстановке — за обеденным столом, за коктейлями, — писал Кенелли. — Мы не знаем точно, что такое он там разведывал, но город Краков ему очень понравился».

В книге Кенелли вся трехлетняя шпионская карьера Шиндлера была сведена к нескольким абзацам. Однако, согласно сохранившимся документам абвера, он вел наблюдение за ключевыми транспортными путями, нелегальным перемещением боевиков и оружия через границу в Польшу. На пике его карьеры две дюжины полевых агентов докладывали ему о своих действиях.

В отличие от фильма, изображающего Шиндлера въезжающим в Краков вслед за немецкой армией, в действительности он начал присматриваться там к предприятиям и недвижимости ещё до вторжения в Польшу. В то время как Шиндлер знакомился с Краковом, его агенты собирали «реквизит» для предстоящей инсценировки нападения под фальшивым флагом на Гляйвиц: польскую военную форму и оружие, польские сигареты и т.п.

Все необходимое для «операции Гляйвиц» хранилось в квартире Шиндлера, как рассказала после войны его бывшая жена Эмилия. В течение этих месяцев Эмилия Шиндлер была секретарем и бухгалтером фирмы мужа, и ее свидетельства лежат в основе того, что историки знают о работе пары, готовившейся к провокации.

В совокупности операции под фальшивым флагом и сопутствовавшая им антипольская пропаганда получили название «Операция Гиммлер». За неделю до планируемого вторжения в Польшу Гитлер предупредил своих генералов о готовящемся «пропагандистском casus belli», заверив их, что «достоверность любых оправданий вторжения в Польшу не будет подвергаться сомнению после окончательной победы Германии».

В соответствии с обыкновением Генриха Гиммлера эксплуатировать узников концлагерей, какое-то их количество было убито, чтобы инсценировать пограничные инциденты. После того, как они были одеты в польскую униформу, жертвы (провокаторы называли их «консервы») получили смертельные инъекции и огнестрельные ранения. Их трупы были выставлены на нескольких стратегических объектах вблизи границы в качестве доказательства польской агрессии. В ходе «Операции Гляйвиц» был убит немецкий фермер, известный своими симпатиями к Польше, а его труп был выставлен для фотографирования прессой. Он должен был стать «участником польского нападения» на знаменитую радиобашню, убитым ее немецкими защитниками. Фальшивая передача «польского радио» о захвате радиобашни была с тревогой услышана миллионами немцев.

Через несколько часов после начала «операции Гляйвиц» иностранная пресса была приглашена осмотреть кровавую сцену на радиомачте. Средства массовой информации сообщали об акте агрессии со стороны Польши против Германии, а правда стала известна лишь в 1945 году в Нюрнберге.

В фильме «Список Шиндлера» главный герой прикалывает свастику на лацкан своего пиджака еще до того, как мы видим его лицо. Этот мимолетный жест, можно сказать, вместил в себя три года Шиндлера в качестве диверсанта абвера и его роль в «операции Гиммлер», за которую польское и чешское правительства объявили его военным преступником.

Кинорежиссер Стивен Спилберг узнал о карьере Шиндлера в абвере во время съемок «Списка Шиндлера», вышедшего на экраны в 1993 году. В интервью «Inside Film» в том же году режиссер «Инопланетянина» назвал Шиндлера «человеком, который совершил подлог, давший Гитлеру предлог для вторжения в Польшу». Шиндлер, по словам Спилберга, «всегда был в игре с шулерами», его роль в «гляйвицком инциденте» заключалась в том, что он «подсунул маленький кусочек сфабрикованной истории».

Когда Дэвид Кроу опубликовал свою потрясающую биографию Шиндлера в 2004 году, книгу похвалили за то, что она «сняла блеск со спилберговского Шиндлера». Ныне покойный нобелевский лауреат Эли Визель, переживший Аушвиц, приветствовал Кроу в «Нью-Йорк Таймс» за усложнение истории Шиндлера и раскрытие его более человеческого и более экстраординарного характера.

Книга Кенелли и фильм Спилберга — не единственные пример, когда замалчиваются факты, не украшающие этого героя. Согласно биографии Шиндлера на веб-сайте Яд Вашема, «вскоре после начала войны в сентябре в оккупированном Кракове появился 31-летний Шиндлер». На сайте Яд Вашема и большинстве других веб-сайтов о Холокосте, рассказывающих про Шиндлера, нет упоминаний о его деятельности в абвере. Хотя шпионская деятельность Шиндлера перед началом войны дала ему опыт и контакты в СС для осуществления масштабного спасения евреев, эта предыстория обычно отсутствует в его жизнеописаниях.

Оскар Шиндлер продолжал свою разведывательную работу вплоть до 1940 года, когда его направили в Турцию расследовать деятельность сотрудников германского посольства. К тому времени он уже прочно осел в Кракове, где руководил производством на бывшем еврейском заводе эмалированной посуды. Вскоре Шиндлер применил навыки, отточенные в абвере, чтобы превратить фабрику в спасительный ковчег для 1200 рабочих-евреев.

Похожие статьи