|
Мария Якубович
Мария Якубович

Ципора Цабари — йеменская молочница, «царица Эстер»

Растиражированные истории о королевах красоты обычно имеют единый сюжет: девушка не знает, что красива, случайно попадает на конкурс, завоевывает зрителей и судей. Ципора Цабари осознанно стала «Царицей Эстер» и смогла использовать это для международной карьеры.

Конкурс красоты, придуманный для Пурима удивительным Барухом Агадати, с 1926 по 1931 год проходил в выставочном зале в старом Центральном вокзале Тель-Авива. За исключением Цабари, все победительницы вернулись к анонимности. Возможно, из-за этого ее иногда ошибочно считают первой «Царицей». Но первой была Лайла Черткова (1926), затем – Рикета Шалош (1927), Хана Полани (1929)... 

Ципора родилась в 1908 году в Неве-Цедек дочерью Захарии и Наоми, сестрой Йохевед, Геулы, Саадии и Йоны. В 12 лет вступила в нежеланный брак, но быстро овдовела. У больного отца не было денег для выплаты долгов. Дочь заменила его на продаже молока жителям Тель-Авива. В детстве она сама научилась танцевать и мечтала о мировой кинематографической славе.


Постановочное фото позднейшего времени 

В январе 1928 года по всему городу появились объявления о конкурсе.

В интервью, данном Ципорой исследователю и режиссеру документальных фильмов Джейкобу Гроссу спустя несколько десятков лет, она вспоминала: «Я ездила на осле по Тель-Авиву, с улицы на улицу, продавая молоко из кувшинов, и вдруг наткнулась на большую, красивую рекламу – выбор «Царицы Эстер». Я слезла с осла и прочла: любая соискательница должна принести 50 подписей в свою пользу. Я подумала: если это можно, почему бы и мне не зарегистрироваться? Я написала письмо в оргкомитет конкурса. Везде, где продавала молоко, я просила своих покупателей подписать письмо».

Через несколько дней она получила гораздо больше поддержки, чем было необходимо.

Она купила недорогую шелковую ткань и сама сшила к конкурсу платье. 

На состязание она прибыла в самую последнюю минуту, потому что до девяти вечера развозила молоко. Девушек выстроили в ряд на сцене. Еще до объявления результатов кто-то уже подошел к ней и сказал, что она получила большинство в жюри, легко обойдя семь конкуренток. А пресса потом сообщила, что большее количество зрительских голосов принесли ей ашкеназим. 

Много лет спустя восторженный журналист Ури Кейсари писал в «Маарив»: «Она была божественно прекрасна, с обаятельной улыбкой, черными яркими глазами и стройным телом. Волшебство помогло ей сойти с осла и подарило корону. Когда объявили, что она лучшая в Тель-Авиве, это добавило рубина на ее загорелые щёки и гордо зажгло сливы ее глаз». 


Статья Кейсари в «Маарив». 04.03.1955 

Ну а газеты того времени были полны новостями о конкурсе. Это принесло продавщице молока из йеменского виноградника всенародную известность. 

Между конкурсом в феврале и пуримским карнавалом отец Ципоры умер. Газета Haaretz сообщала: «Несмотря на горе, Царица Эстер не отказалась от своего царства». Хотя она собиралась это сделать. Но умиравший отец благословил ее на участие, а раввины, к которым она обратилась, дали ей разрешение. Во время карнавала помимо маскарадного костюма на ней был черный шарф. 


Барух Агадати и Ципора Цабари после церемонии посвящения в «царицы» в Тель-Авивском муниципалитете. 1928 год. Фото: Музей истории Тель-Авив-Яффо 

Ципора открыла Пуримский карнавал вместе с Барухом Агадати. Мэр Давид Блох благословил ее большим букетом цветов. За ними следовали колонны людей в маскарадных костюмах, кавалерия с флагами, оркестр. 


Ципора Цабари и Барух Агадати во главе Пуримского шествия 1928 года. Фото: Музей истории Тель-Авив-Яффо 


Ципора Цабари после шествия с Барухом Агадати и его соратниками: Реувеном Рубином, писателем Ашером Барашем, редактором Haaretz Моше Гликсоном, редактором Тель-Авив Сити Пресс Бен-Ишаем и другими. Фото: Музей истории Тель-Авив-Яффо 

Через год она решила воспользоваться известностью и уехать в Прагу, чтобы стать танцовщицей и актрисой. Там она представляла себя как «Королева красоты Палестины» и «Мисс Палестина». Чешский мир культуры был ослеплен ее экзотической смуглой внешностью, хотя ее чаще называли не еврейской, а арабской красавицей. В развлекательных шоу она танцевала в восточных нарядах, с кувшином на голове. Хотя она немножко знала идиш, из-за языковых проблем добиться успеха в Праге ей не удалось. 

 

Фото Ципоры Цабари в обликах пражского времени 

Новости, приходящие в Тель-Авив, определяли ее как «Царицу Эстер, достигшую дна», главным образом после публикаций в газетах ее фотографий в откровенных купальниках. Это привело в ярость ставшего мэром Меира Дизенгофа, обвинившего ее в спекуляции дорогим для каждого еврея именем ради успеха на сомнительном поприще. Но Ципоре удалось опровергнуть эти суждения с помощью ответной статьи. 

Переехав в Берлин, Ципора добивается ролей в кино, хотя и определенного стандарта – «Экзотическая девушка» (цыганка, индианка). И даже появляется в фильме вместе с восходящей звездой Марлен Дитрих. 

 

Фото Ципоры Цабари в киноролях в Германии 

Однако этот путь вскоре оказывается под угрозой. Расовая нетерпимость охватывает страну, и темноволосая экзотическая девушка из Палестины остается без кино. Ципора выходит замуж за циркового артиста, учится верховой езде, ножевым трюкам и становится одной из звезд циркового шоу. У пары рождается сын Дитрих (в честь Марлен Дитрих) Дуглас (в честь Дугласа Фэрбенкса) Геула Саадия Захария.

В 1939 году Ципора поняла, что удавка затягивается вокруг шеи: ее имя было передано в СД. Она попыталась вернуться с сыном в Палестину, но застряла в Швейцарии. Там она в третий раз вышла замуж за йеменита, но быстро разорвала союз. 

После войны она перебралась во Франкфурт. В апреле 1963 года корреспондент «Йедиот Ахронот» Исайя Бен Порат в статье о «другой Германии» рассказал о случайной встрече с горничной во франкфуртском отеле. Это была Цабари. Она сумела использовать статью для исправления «исторической несправедливости» и вернулась в Израиль. Ее вспомнили. Она занялась на родине цирковыми шоу, играла малые роли в фильмах и спектаклях, давала интервью, работала в йеменском клубе для пожилых, вернулась в родительский дом на улицу Рабби Акива в Керем Йеменим. 


Ципора Цабари с сыном в Израиле, середина 1960-х 

Умерла она в 1994 году. На надгробии на кладбище Трумпельдор, всего в нескольких рядах от могилы Баруха Агадати, написано: «Здесь похоронена Царица Эстер». 

Те, кто ее знал, рассказывают: она не была Золушкой, случайно нашедшей счастье; но независимой и предприимчивой женщиной, при всех трудностях всегда знавшей, чего она хочет. 


Могила Цабари на кладбище Трумпельдор

Похожие статьи