В Ростове-на-Дону состоялось заседание областной общественной палаты, посвященное строительству нового мусорного полигона. Выступавший на нем представитель департамента автодорог сообщил, что возить мусор на свалку будут через Змиевскую балку. При этом он назвал балку «Змеевской».
Как сообщает сайт «Среда обитания», это вызвало возмущение председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству палаты Евгения Шепелева. Хозяйственник предупредил о катастрофических последствиях нашествия в нее мусоровозов, добавив, что ситуацию сложно описать без ненормативной лексики.
Согласно публикации, речь на заседании шла о технических и экологических аспектах переноса свалки. Никто из участников дискуссии не упомянул об истории Змиевской балки – самого массового на территории России захоронения жертв Катастрофы европейского еврейства. В ходе акций, проходивших с августа по декабрь 1942 года, здесь было убито 27.000 человек. Балка служила и местом расправ с коммунистами и военнослужащими Красной армии.
9 мая 1975 года на этом месте был открыт мемориал жертвам нацизма – без указания национальности жертв. К 2000-му году его состояние оказалось плачевным: музей не работал, асфальтовые дорожки разрушились, газ в горелку Вечного огня не подавался. В 2009 году здесь были проведены восстановительные работы.
В начале августа 2019 года, накануне 77-й годовщины первых расстрелов, стало известно, что место массовых расстрелов, за исключением самого мемориала, осталось без охраны государства. В министерстве культуры Ростовской области возложили ответственность на федеральное законодательство и обещали исправить ситуацию в 2020 году.
Руководитель ростовского отделения фонда «Холокост» Сергей Шпагин признается, что шокирован предложением перевозить мусор через место расстрелов, но отмечает, что оно вызвало критику. "Главная проблема в том, что Змиевская балка до сих пор не воспринимается как место памяти. Как на вербальном уровне – называют ее Змеевской, так и на смысловом. До сих пор нет представления о важности и смысловой нагрузки понятия «Змиевка»», - сообщил он NEWSru.
«Сложность как раз и состоит в том, что акции затрагивали район в целом. Место для мемориала выбрали именно в балке. Это логично с точки зрения ландшафтного оформления мемориала. Но расстрелы шли по обе стороны дороги. Трасса разделяет эти места», - говорит наш собеседник.
"Международный резонанс и интерес ростовчан к проблемам сохранения исторической памяти обо всех аспектах войны создает основу для выработки адекватной формулы памяти, учитывающей и материальные аспекты городской среды», - надеется Шпагин. А это означает и пересмотр решения о перевозке мусора через территорию, где проходили массовые расстрелы.
Источник: NEWSru.co.il