|
Виктор Шапиро
Виктор Шапиро

Евреи на краю Европы

Корреспондент Jüdische Allgemeine описывает жизнь евреев на оспариваемой Испанией заморской территории Великобритании.

Туристы на полуострове Гибралтар больше всего любят фотографировать смену караула перед Дворцом губернатора в центре города — символа власти Британской короны на южной оконечности Европы.

В этот день в кафе «Амар», что в в нескольких шагах от дворца, сидят какие-то школьники, занятые своей пиццей или фиш-энд-чипс. Мальчики носят черные кипы, их свитера украшают большие меноры — это еврейская школьная форма. «Amar's Café» — один  из двух кошерных ресторанов города, популярный и среди многих нееврейских гостей из-за его центрального расположения.

Евреи Гибралтара — признанная часть общества. У многолетнего председателя общины Хаима Леви хорошие связи в местных политических кругах. Около 700 евреев живут сегодня среди примерно 35 000 жителей Гибралтара. Община, преимущественно сефардская, имеет богатую историю и стремится ей соответствовать. 

Две школы с 40 учениками в каждой — залог того, что еврейская жизнь в Гибралтаре будет продолжаться. В синагогах дважды в день собираются на молитву не только в шаббат, но и в будни. В некоторых магазинах на главной улице, например, в магазине кожгалантереи, продавцы носят кипы, но вряд ли кто-то обращает на это внимание. В центре города часто слышен иврит.

Дуглас Райан, член правления еврейской общины, несмотря на свое англо-ирландское имя, имеет сефардские корни. Как и многие здесь, он религиозен и строго придерживается традиции. Но в то же время он говорит: «Моими лучшими друзьями в детстве и юности были не евреи, а два мальчика из Индии». Он и по сей день с ними в контакте, они регулярно встречаются.

«Мы действительно оазис мира здесь», — подчеркивает  Райан. С большой мусульманской общиной тоже проблем не возникает. По сравнению со многими местами по всему миру современный Гибралтар кажется почти идиллией. В такие дни, как, например, 11 ноября, в годовщину окончания Первой мировой войны, в мэрии собираются ведущие представители религиозных общин: раввины, имамы и католические священники. Газеты широко освещают это, фотографии таких встреч можно увидеть и во многих магазинах и отелях.

 Антисемитских инцидентов в Гибралтаре не бывает, говорит Дуглас Райан. Все живут в мире. Это подтверждает и Брайан Рейес. Он редактор «Гибралтар Кроникл», крупнейшей газеты в бывшей британской колонии. «В шаббат и праздники евреи появляются в нарядной одежде. Нередко соседи-мусульмане очень дружелюбно приветствуют их на арабском языке, это способствует хорошему настроению».

Когда в Гибралтаре разговариваешь с пожилыми евреями, обязательно звучит имя политика Джошуа Абрахама Хасана. Он родился в Гибралтаре в 1915 году в старой сефардской семье из Марокко. Сначала он стал мэром, а затем первым шеф-министром британской заморской территории – должность, аналогичная премьер-министру. С небольшим перерывом он занимал эту должность в течение 20 лет, до 1987 года.
Территория с могучей скалой, на которой резвятся обезьяны, обязана своим названием мусульманскому завоевателю Тареку. Гора Тарекс (по-арабски: «Джабель Тарек») всегда была очень желанной из-за своего стратегического положения между Европой и Африкой. После того как в 1704 году англичане одержали победу над испанцами, в 1713 году в Утрехтском договоре им формально была предоставлена эта территория. С тех пор евреи смогли селиться на полуострове. Первый раввин, Исаак Ньето, приехал из Лондона и основал общину «Шаар Хашамаим» («Врата небес») с первой синагогой в тогдашней британской колонии.

Когда Испания несколько раз тщетно осаждала Гибралтар, евреи были одними из самых преданных его защитников. От католической Испании они не ждали ничего хорошего – не в последнюю очередь из-за страшной памяти об инквизиции.

Когда началась Вторая мировая война, Гибралтар был эвакуирован. Основная масса гражданского населения должна была покинуть полуостров как можно скорее. Большинство жителей были отправлены в Марокко, на Мадейру, Ямайку, в Северную Ирландию и Англию. Многие из примерно 200 евреев прибыли в Англию. Некоторые из них поселились там постоянно, но некоторые после войны вернулись в колонию короны. Много евреев прибавилось из соседнего Марокко, их влияние на общину сохраняется и по сей день, это заметно по меню кошерных ресторанов.

В 1969 году, когда диктатор Испании Франко закрыл границу с Гибралтаром, чтобы уморить голодом территорию, на которую он претендовал, еврейская община обратилась за помощью к властям Марокко. Тогда евреи Гибралтара смогли ввозить оттуда кошерное мясо. Они делают это и по сей день, хотя границы давно открыты, а община в Марокко значительно сократилась. При этом кошерное мясо также поступает из Испании и из Англии.

Евреи Гибралтара всегда публично провозглашали приверженность Англии: когда в 2004 году отмечалось 300-летие перехода Гибралтара под власть бртанской короны, еврейская община конечно же присоединилась к этим торжествам: В синагоге «Шаар Хашамаим» состоялась мировая премьера – британский гимн «Б-же, храни Королеву» была исполнен на иврите.

Сегодня евреи Гибралтара  тоже втянуты в бесконечную дискуссию вокруг Brexit и его последствий. Как и остальные жители скалистого полуострова, их еврейские соотечественники относятся к этому скептически, но столь же солидарны с Лондоном. При голосовании по Brexit 2016 в Гибралтаре более 95 процентов проголосовали против, потому что для них важны открытые границы с соседней Испанией. Несмотря на то, что в еврейских магазинах и кошерных ресторанах наряду с английским и ивритом часто слышен испанский, даже в еврейских кругах очень мало говорят о претензиях Испании на небольшую территорию. «В отношении Гибралтара испанцы до сих пор используют ту же риторику, что и Франко в 30-40-е годы, это нас очень пугает»,– утверждает  Дуглас Райан, член еврейской общины. И то, что новая правая партия Vox («Голос»), перенявшая эту риторику, значительно усилила свою фракцию после ноябрьских выборов в национальный парламент, вызывает дискомфорт и в еврейской общине.

В последние недели перед выборами в Палату общин многие евреи Гибралтара бросали тревожные взгляды на Лондон. Возможность того, что лидер лейбористов Джереми Корбин с его антиизраильскими и нередко антиеврейскими выпадами может выиграть выборы, очень волновала общину. Некоторые уже думали о том, что тогда еврейская иммиграция на южную оконечность Европы может усилиться.

Даже Дуглас Райан не мог исключить этого. Но особой рекламы еврейская община Гибралтара в Англии не делала. «Тем, кто хочет переехать сюда, мы, безусловно, очень рады», – говорит Райан. Тем не менее, жилплощадь на территории размером менее семи квадратных километров настолько ограничена, что уже сегодня многие перебираются в соседнюю Испанию.

В великолепной синагоге Нефусот-Иегуда, всего в нескольких шагах от Мейн-стрит, ранним вечером собралось около 70 человек для молитвы. Мальчик ходит с тарелкой и собирает деньги на цедоку. «У нас здесь еще много места, не только в синагоге, – говорит  один из молящихся. «Если из Англии захотят приехать люди, мы немного подвинемся и будем сидеть вместе».
Похожие статьи