|
Юрий Табак
Юрий Табак

История «святого» Хью: кровавый навет из-за мячика

Как известно, первые кровавые наветы, в их современном понимании, имели место в Англии, начавшись в 1144 г. с обвинения евреев Норвича в убийстве христианского мальчика Уильяма, прозванного потом «Норвичским». Затем, в течение 12-13 вв., целая серия антисемитских репрессий прокатилась по Англии и Франции — вплоть до кровавого навета 1255 г., о котором и пойдет речь.

В одном из городских колодцев Линкольна было найдено тело восьмилетнего мальчика-христианина Хью, и вскоре распространились слухи о том, что мальчик стал жертвой ритуального убийства.

Существует несколько версий этой истории, изложенной в судебных, монастырских анналах и знаменитым английским историком XIII в. Матфеем Парижским. Они по-разному излагают детали убийства мальчика и переполнены разными чудовищными подробностями пыток и издевательств над ним. Эти версии нашли отражение в популярных народных балладах средневековья, упоминаются у Кристофера Марло, а Чосер включил рассказ о Хью в «Кентерберийские рассказы». В итоге история «маленького Хью Линкольнского» (как его назвали, чтобы отличать от Хью, епископа Линкольнского, одного из самых почитаемых английских святых, стала широко известной.

Фрагмент фрески, изображающей соблазнение Хью евреем

В 1911 г. еврейский историк Джозеф Джейкобс на основании тщательного исследования всевозможных источников восстановил предположительную картину произошедшего. Согласно его изысканиям, 1 августа 1255 г., во время игры, маленький Хью случайно упал в выгребную яму неподалеку от еврейского дома. Так случилось, что 26 дней спустя в этот дом собрались уважаемые евреи со всей Англии на свадьбу дочери местного, очень уважаемого раввина Берахьи бен Моше. И во время праздненств кто-то заметил всплывшее и уже разложившееся тело. Перепуганные евреи опасались обращаться к властям, справедливо полагая, что их тут же обвинят в убийстве Хью. Попытавшись скрыть тело, они бросили его в колодец за пределами еврейского квартала, где еще через три его обнаружила проходившая мимо женщина. Когда тело извлекли, тут же стали происходить чудеса; тело перенесли и торжественно захоронили в приделе местного собора, где оно и оставалось в течение 500 лет, когда при реконструкции Линкольнского собора в 1791 г. был обнаружен маленький каменный гроб, а в нем — детский скелет.

Обвинение, выдвинутое против местных евреев, имело самые печальные последствия. После пристрастного допроса с применением пыток местный еврей по имени Коппин признался в убийстве Хью: что его распяли евреи, специально собравшиеся для этого в Линкольне. Король Генрих III, при котором гонения на евреев были особенно сильны (в частности, он заставил их носить отличительные знаки), посетивший Линкольн в начале октября, приказал казнить Коппина, а еще 91 еврея отправить в Лондон. Позже 18 евреев были казнены; остальные, благодаря заступничеству то ли доминиканцев, то ли францисканцев, были отпущены. А еще через несколько десятилетий, король Эдуард I изгнал евреев из Англии, и упомянутый кровавый навет, очевидно, тоже внес сюда свою лепту.

Усыпальница Хью

Хью стал почитаться как христианский мученик, и алтарь с его останками стал местом паломничества. Но это было скорее народное почитание. Поначалу он числился среди одних из самых юных претендентов на канонизацию, но его кандидатура довольно быстро отпала. И хотя некогда он пребывал в ранге т.н. «местночтимых святых», но никогда не был канонизирован Ватиканом и не включен в католический мартиролог; он не упомянут в знаменитой «Жизни святых» (1756-1759) Алмана Батлера. День его памяти Церковью не отмечается. Тем не менее еще в начале 20 в. легенда о «маленьком Хью» оставалась популярной, а паломникам показывали колодец, где якобы было найдено его тело (хотя колодец был вырыт много веков спустя). Лишь после Второй мировой войны легенда окончательно ушла в небытие.  

Мало того, в 1959 г. над усыпальницей «маленького Хью» в линкольнском соборе Англиканская церковь прикрепила доску со следующей надписью:

Об останках в усыпальнице «маленького Хью».

Сфабрикованные рассказы о «ритуальных убийствах» детей-христиан еврейскими общинами распространялись по всей Европе в период средневековья и даже позже. Эти вымышленные истории стоили жизни многим невиновным евреям. В Линкольне тоже есть своя подобная легенда, и якобы такая жертва была погребена в соборе в 1255 г.

Эти истории не служат чести христианства, и потому мы молимся:

Господь, прости нас за то, кем мы были,

Сделай нас лучше, чем мы есть

И укажи нам верный путь на будущее.    

Школа им. святого Хью Линкольнского 

И тем более любопытной в этом свете представляется уже современная история, в продолжение вышеизложенной. В одной из средневековых баллад о Хью рассказываются подробности, как мальчик оказался в руках евреев. Играя с мячом, он случайно зашвырнул его через стену в сад еврейского дома. Тамошние обитатели позвали его забрать мяч, и когда он зашел в сад, тут-то его и начали мучить.

Как уже было сказано, память маленького Хью никто никогда официально не чтил, тем более в Новое время. Тем не менее в 1925 г. в деревне Вудхолл-Спа (графство Линкольншир) супругами Ронни и Джоан Форбс была основана школа-интернат для мальчиков. Школа была названа в честь св. Хью, епископа Линкольнского и одновременно в честь «маленького святого Хью Линкольнского», с историей которого супруги были знакомы. Что побудило супругов в 1925 г. назвать школу именем несуществующего, не признанного церковью «святого» — сказать сложно, возможно, та самая исконная народная вера. Мало того, они выбрали весьма специфический логотип для школы: красную кирпичную стену, через которую перелетает мяч. При этом, в изложении свидетельницы, м-р Форбс дал совершенно удивительное, хотя и формально безупречное, объяснение логотипу. Он утверждал, что история с Хью должна служить мальчикам предупреждением: с мячом надо играть в отведенных местах и помнить об осторожности.    

Школа существует и доныне, превратилась в большой образовательный комплекс, весьма популярна, но при этом в течение почти 100 лет сохраняла старое название. До того момента, как буквально на днях пенсионер Брайан Сакс, бывший системный администратор и спортивный корреспондент, не «разузнал о школе и не расстроился, увидев логотип». Он написал в газету «Джуиш Кроникл» и нынешнему директору школы Джереми Уилду с просьбой внести изменения в логотип.

В итоге была достигнута договоренность, что мяч с логотипа уберут, оставив стену. Смысл измененного логотипа м-р Уилд объяснил не менее хитроумно, чем когда-то старого — м-р Форбс: новый логотип «еще раз подчеркивает значение образовательных зданий». Но добавил, что частью школьной программы является посещение Национального центра Холокоста в Ноттингеме, и что действия по исправлению логотипа «подчеркивают ту озабоченность, которую я и община св. Хью проявляем в связи с этим делом». Правда, так и осталось неясным, по-прежнему школа будет посвящена обоим святым Хью или только одному епископу.   

Из всего этого ясно следует: объяснить можно все что угодно даже при минимальной фантазии, а также то, что наблюдательность одного еврея может вскрыть обстоятельства, которые и в голову никому не приходили сотню лет.     

Похожие статьи