Миф об убийстве евреями христианских детей сохраняется, говорится в новой книге историка Магды Тетер «Кровавый навет: по следам антисемитского мифа».
В 1475 году в итальянском городе Тренто был найден мертвым младенец по имени Симон. Труп мальчика был обнаружен в пасхальное воскресенье в подвале дома одной еврейской семьи. Старейшины местной еврейской общины были немедленно привлечены к ответственности за «ритуальное убийство» маленького Симона. Все евреи города были арестованы, подвергнуты пыткам и принуждены признаться в убийстве.
События в Тренто были не первым случаем, когда еврейской общине вменялась коллективная вина в ритуальном убийстве христианского ребенка. В далеком 1144 году в английском Норвиче 12-летний мальчик по имени Уильям был также найден мертвым. Много лет спустя в его убийстве обвинили местных евреев.
Магда Тетер
Хотя внешне события в Италии и Англии кажутся похожими, но между этими двумя инцидентами произошло одно знаменательное событие. В течение трех столетий сведения о еврейских «ритуальных убийствах» ограничивались местными преданиями и монастырскими хрониками. Тогда ещё не было широкого доступа к новостям, поэтому в обществе не верили кровавым наветам. Но в середине пятнадцатого века все изменил печатный станок Гутенберга. По мере вхождения в массовый обиход книг и других печатных материалов миллионы людей получили доступ ко многим формам знаний, включая «достоверные» отчеты о кровавом навете. Симон Трентский стал первым «мальчиком с плаката», иллюстрирующего «народную молву» о ритуальном убийстве, и — более чем через 500 лет — все еще есть сторонники его культа.
В своей новой книге «Кровавый навет: по следам антисемитского мифа» историк Магда Тетер, заведующая кафедрой еврейских исследований в Университете Фордхэм в Нью-Йорке, исследует эту клевету — от монастырских сказаний до нацистских листовок. По словам Тетер, чья книга была опубликована в конце января, кровавый навет мутировал, проникая морем из Британии в континентальную Европу. В частности, был добавлен фрагмент об использовании евреями крови христианских детей для приготовления пасхальной мацы.
Как и в практике сегодняшних масс-медиа, кровавый навет имел своих активных пропагандистов. В описываемом случае князь-епископ Трентский Иоганн IV Хиндербах, используя новую технологию печати, запустил после смерти малыша Симона в марте 1475 года «мультимедийную пропагандистскую кампанию» для распространения этой истории, рассказывает Тетер. Используя свою собственную книгу и более ранние легенды в качестве «доказательств», могущественный Хиндербах мог теперь преследовать евреев с окрепшим авторитетом. Он также лоббировал в Риме канонизацию Симона.
По словам Тетер, Симон Трентский «стал почти постоянным атрибутом христианских исторических хроник, в том числе авторитетных житий святых, продолжающих волновать воображение христиан и в наши дни, о чем свидетельствует манифест стрелка в синагоге городка Пауэй, недалеко от Сан-Диего в 2019 году», – пишет историк. «Миф об убийстве евреями христианских детей сохраняется в европейском, а теперь и в ближневосточном воображении, хотя — к счастью — уже не в судах», — говорит Тетер.
В рассказе Тетер об эволюции кровавого навета фигурируют не только фанатики-юдофобы. Она высоко оценивает и способность публично противостоять клевете. Одним из первых католических лидеров, боровшихся с клеветой на евреев, был кардинал Лоренцо Ганганелли, чьи усилия принесли плоды через несколько поколений после его смерти. В 1759 году новоназначенный кардинал составил секретный доклад о кровавых наветах для инквизиции. В частности, церковь рассматривала обвинения в кровопролитии против еврейских общин в Польше. Запросив обширную информацию из Польши, Ганганелли составил основанный на фактах отчет, демонстрирующий ложность наветов. Он также защищал евреев как народ в целом, утверждая, что они не заслуживают того, чтобы их клеймили клеветой как группу. Этот доклад был спокойно принят лидерами в Риме. Спустя десять лет, в 1769 году, Ганганелли сам стал главой католической церкви под именем папы Климента XIV. Хотя он вывел римских евреев из-под юрисдикции инквизиции, его доклад о кровавых наветах оставался секретным.
Пока кардинал Ганганелли изучал обвинения в Польше, лжемессия Яков Франк и его франкисты – еретическая еврейская секта — утверждали, что в кровавых наветах была доля правды. В частности, они утверждали, что Талмуд, фактически осужденный католической церковью на сожжение, подтверждает «необходимость христианской крови», говорит Тетер. Чтобы отделить себя от того, что они считали нормативной еврейской практикой, франкисты заявили, что они «не признают авторитет Талмуда, и потому не требуют крови христианских детей, чтобы сделать свою мацу».
Спустя два столетия после того, как франкисты «изоблачили» евреев в ритуальном использовании крови христианских детей, израильский профессор Ариэль Тоафф опубликовал (в 2007 году) книгу «Кровавая Пасха: евреи Европы и ритуальные убийства». Он выдвинул гипотезу о ритуальном использовании небольшого количества засохшей крови евреями-ашкеназами в средневековый период. Хотя Тоафф отозвал свою книгу через неделю после публикации, но его «открытия» распространились далеко и широко. Сосредоточившись на истории Симона из Тренто, Тоафф писал, что засохшая кровь могла быть использована «группой евреев-фундаменталистов, не принимавших библейский запрет на использование крови». Возмущенные критики сказали, что книга Тоаффа дала новую пищу антисемитам, и Тетер с этим согласна. «Случай Тоаффа возродил веру, которая, как мне казалось, ослабла, и подорвал десятилетия усилий по разоблачению клеветы. Хотя Тоафф пересмотрел свою книгу, ее первое издание нанесло ущерб, который ощущается сегодня в католических странах после деканонизации Симона Трентского», — сказала Тетер.
Хотя католическая церковь прошла долгий путь в опровержении кровавых наветов, смертельная ложь продолжает гулять по Европе. В Англии, например, белые расисты до сих пор почитают «умученных от иудеев». По словам Тетер, католические святыни, связанные с кровавыми наветами, «неофициально» сохраняются по всей Европе как точки притяжения для юдофобов.
В последние годы социальные медиа-платформы подвергались критике за размещение антисемитского контента о кровавом навете. В 2014 году Антидиффамационная лига потребовала от Facebook удалить страницы о «еврейских ритуальных убийствах». Но эти ссылки, не только в Facebook но и в Google, как сказала Тетер в интервью Times of Israel, становятся «источниками знаний». На Amazon также есть продукты, которые представляют кровавые наветы как достоверные факты. Возможно, сказала историк, следовало бы маркировать содержание как «подозрительное на недостоверную информацию».