Пресс-служба Армии обороны Израиля сообщила в понедельник о нанесении ударов по объектам радикальной палестинской группировки «Исламский джихад» в секторе Газа и к югу от сирийской столицы в ответ на ракетные обстрелы территории еврейского государства из палестинского приморского анклава.
По данным армейской пресс-службы, в воскресенье вечером палестинские радикалы выпустили по Израилю 21 ракету, 13 из которых были перехвачены системой ПВО «Железный купол». Какова ситуация в Израиле на данный момент? Какие факторы вызвали эскалацию в регионе?
На эти вопросы СТМЭГИ ответил сотрудник Института стран Азии и Африки при Еврейском университете в Иерусалиме, израильский эксперт Владимир Месамед.
По его словам, уже второй день продолжается очень сильная эскалация напряженности в регионе.
«Сегодня даже опубликовано сообщение Службы тыла о том, что по причине резкого обострения ситуации на юге страны, в районе Сектора Газы введено чрезвычайное положение. Сегодня также объявлено о том, что запрещены массовые собрания. В зданиях также запрещено собираться. Отменены занятия в школах, причем это касается юга страны - Ашкелон, Нетивот, Сдерот. То есть, районы, примыкающие к Сектору Газа. Для других районов Израиля никаких ограничений нет. Но одновременно с этим идет эскалация, связанная с тем, что военные блокируют дороги вокруг Сектора Газа, уже перекрыты все сельскохозяйственные дороги»,- отметил В.Месамед.
Касаясь причины эскалации конфликта, израильский эксперт сказал, что вчера утром двое боевиков пытались обстрелять юг Израиля в районе границы.
«И после того, как эти боевики были ликвидированы, палестинцы выступили с предупреждением, что они обязательно за это отомстят. Тем более что Израиль попытался оба трупа переместить на свою территорию даже с использованием бульдозера, что вызвало возмущение палестинцев. В любом случае идет очень сильная эскалация. Вчера из-за этой эскалации были обстреляны приграничные районы Израиля. Я живу в южном городе Ашкелоне, где трижды вечером была тревога. Эта эскалация не играет на руку ни ХАМАС, который старается показать, что он сейчас воздерживается от военных действий, и пытается ввести режим тишины. И не играет на руку ни «Исламского джихада». Несколько месяцев назад у нас была военная операция по уничтожению инфраструктуры этой организации. В любом случае это очередное осложнение, которое не на пользу ни палестинцам, ни нам. Мы не хотели бы, чтобы эти провокационные действия продолжались. В общем-то, Израиль будет отвечать на все эти удары в случае их продолжения. Но мы бы не хотели сейчас ввязываться в очень серьезные боевые действия. Всего через неделю в Израиле будут проводиться выборы. Проводить выборы в условиях военной операции не очень целесообразно.
Кроме того, это может быть очень долгосрочная операция, поэтому мы в ней не заинтересованы. Израиль попытается, конечно, любым образом отойти от эскалации напряжения, но нас к этому подталкивают. Потому что создалась очень серьезная ситуация. Вчера даже были двое раненых в результате обстрела Ашкелона, чему я был свидетелем. Поэтому понятно, что Израиль не заинтересован ни в общей эскалации напряженности, ни эскалации напряженности вокруг Сектора Газы, ни вокруг районов Ашкелон, Нетивот, Сдерот и т.д.
Израиль постарается избежать напряженности. Палестина выступает инициаторами насилия в регионе, а Израиль - как обороняющаяся сторона. Если действия палестинцев затрагивает мирное население, то военные операции Израиля - военные объекты вражеской стороны. В любом случае понятно, что мы выступаем против эскалации насилия. Израиль предпримет все возможное, чтобы ликвидировать эту эскалацию насилия»,- резюмировал наш собеседник.