|
Яна Любарская
Яна Любарская

Феномен доктора Хавкина

Недавно был опубликован роман «Махатма», посвященный великому ученому Владимиру Хавкину, личность которого еще не полностью исследована историками. Роман вышел в прошлом году к 120-летнему юбилею Института Хавкина в Индии, а в этом году исполняется 160 лет со дня рождения его основателя. В преддверии этой знаменательной даты мы встретились с родственником культового доктора, основателем проекта «Махатма Хавкин», Александром Дуэлем. Он делает все возможное и невозможное, дабы увековечить в нашем мире память об этом прекрасном человеке, создателе первых вакцин против чумы и холеры, спасших в прошлом столетии миллионы жизней.

***

- Александр, расскажите, пожалуйста, немного о личности самого доктора Хавкина.

- С удовольствием. Владимир Хавкин — русский микробиолог еврейского происхождения, который открыл первые действенные вакцины против холеры и чумы. Для всех он является ярким примером первого смелого поколения бактериологов, которые проверяли эффективность своих вакцин, в первую очередь, на себе. Владимир родился 15 марта 1860 года в Одессе в семье Арона Хавкина и Розалии Ландсберг. У него имелись две старшие сестры: Мария и Генриетта, а также старший брат Соломон, мой прапрапрадедушка. Две сестренки и маленький брат умерли в раннем возрасте. Мать ушла из жизни в возрасте 40 лет, за месяц до 7-го дня рождения Владимира, что оказало сильнейшее влияние на всю его дальнейшую жизнь, в особенности — на личную. С самого детства будущий ученый стремился изменить мир к лучшему. Его юные годы прошли в Бердянске, где с 1872 по 1879 годы он учился в мужской гимназии, там сегодня располагается Бердянский государственный педагогический университет. Именно здесь, на ступенях учебного заведения, установлен первый на родине памятник Хавкину: крупные черты лица, уверенный взгляд, простые и сильные слова на постаменте: «Он спас мир от холеры и чумы». По словам историков, на церемонию открытия в 2005 году специально приезжал представитель Индии.

Арон Пинхасович Хавкин (1817-1887), отец ученого

Окончив гимназию, Хавкин отправился в Одессу — центр свободомыслия и культуры, жемчужину южного побережья Империи, и поступил на факультет естествознания Императорского Новороссийского университета, в числе его профессоров был Илья Мечников, впоследствии нобелевский лауреат, которого часто называют одним из отцов иммунологии. Там молодой человек увлекся революционными идеями. Каким он был студентом? Если смотреть чисто формально — не самым прилежным. Вдумайтесь: за время учебы его дважды выгоняли из Новороссийского университета, трижды арестовывали! Полиция подозревала его в связях с революционерами (не беспочвенно). Если не знать подробности, можно подумать, что наука — последнее, что интересовало юношу, но вот другая сторона медали: каждый раз против его исключения выступал ученый совет и лично Мечников, декан факультета зоологии. Уже будучи отчисленным, Хавкин умудрился получить кандидатское звание, как «постороннее лицо», проще говоря, экстерном. После того, как его диссертация вышла в свет в Париже, руководство университета пригласило его преподавать, с условием сменить веру и перейти в православие. Хавкин отказался и вскоре покинул свою родину, направившись в институт Пастера, куда его пригласил Илья Мечников — занять должность младшего библиотекаря. Владимиру в это время исполнилось 29 лет. Уверен, создание вакцин против смертельных болезней, которые преследуют людей с незапамятных времен, являются подвигом не менее замечательным, чем избавление граждан от язвы политической и социальной несправедливости. Борьба с эпидемиями — призвание ученого. Более того, если цена победы в этом бою зависит от собственной жизни — это оправданная жертва. Хавкин работал изо дня в день, из ночи в ночь, проводил эксперименты на сотнях лабораторных животных. Наконец, после долгих проб и ошибок, разработал вакцину против холеры и представил ее парижскому биологическому сообществу 9 июля 1892 года.


Генриетта Соломоновна Хавкина, племянница, с сыном Рафаилом Дуэлем, 1907 
Вскоре наш герой был назначен государственным бактериологом Британской империи в Индии, где бушевала эпидемия холеры, уничтожая целые деревни. После двух лет напряженной деятельности Хавкин преуспел в снижении смертности в районах, затронутых эпидемией, на 75%. Осенью 1896 года, чума пришла в Бомбей, и в срочном порядке, государственный бактериолог переехал из Калькутты в этот крупнейший индийский порт. В Старом городе, в резиденции губернатора, оставшейся от португальского правления, ученый разработал вакцину против чумы в течение трех месяцев, испытав ее на себе 10 января 1897 года.


Владимир Хавкин в студенческие годы

Противочумное лекарство начало путешествие в Бомбее и распространилось по всей земле, а в течение следующих 100 лет было произведено более 400 миллионов вакцин по всему миру. Институт Хавкина существует и по сей день. Владимир не нашел личного счастья, но спас миллионы жизней своей чудодейственной «лимфой Хавкина», умер в одиночестве, 25 октября 1930 года в Лозанне, в Швейцарии, в возрасте 70 лет, перед кончиной, завещав все свое состояние на развитие еврейского религиозного образования в странах Восточной Европы, а огромный личный архив — Национальной библиотеке Израиля.

Доктор Хавкин в исследовательской лаборатории в Бомбее, 1898

- Чем привлекателен новый роман об ученом? Что нового для себя сможет узнать вдумчивый читатель, полистав книгу?

- Напомню, что Хавкину посвящено весьма скудное количество литературы. Одна маленькая книга Марка Поповского, где были выброшены целые куски о том, что он еврей, что его интересовала религия... Еще одна была написана Нобелевским лауреатом Зельманом Ваксманом, она еще тоньше и больше рассказывает о фактах, причем коротко и сухо. Немного познакомившись с биографией Хавкина, приходишь к выводу, что его жизнь складывалась по законам самого настоящего романа, где нашлось место и несчастной любви. Мой родственник — революционер в науке, ставший изгоем у себя на родине, нашедший себя в качестве «Махатмы» в Индии. С детства его захватила еврейская национальная болезнь — усовершенствование мира в сторону всеобщей справедливости. Но, жертвуя собой, он спас планету. Книга открывает совершенно новые, прежде неизвестные грани его бытия тем, кто хочет узнать больше про выдающегося ученого.


- Kогда именно вы начали собирать информацию о знаменитом докторе Хавкине? При каких обстоятельствах произошло ваше знакомство с Давидом Маркишем?

- Это случилось после того, как я побывал в Национальной библиотеке Израиля в апреле 2018 года. Тогда я подтвердил, что мы с известным ученым — родственники. Этому предшествовало семилетнее генеалогическое исследование, длинное и непростое, но весьма увлекательное путешествие. В архиве нашел фотографии своей прапрабабушки и прадедушки, массу документов и других подтверждений. После этого начал собирать информацию о самом докторе Хавкине, так как на тот момент знал об этой яркой личности совсем мало. Вскоре обнаружил на сайте журнала «Лехаим» опубликованную в 2006 году большую статью под названием «Доктор Хавкин, самый неизвестный человек». Она попалась мне на глаза уже в 2018 году, после репоста. Текст оказался очень интересным, и я обратился в редакцию с вопросом об авторе этой статьи. Оказалось, что ее написал известный израильский писатель и публицист Давид Маркиш. Сообщил ему на мейл, что я потомок Хавкина, попросил рассказать мне об этом уникальном ученом, так мы и познакомились. Он начал работать над книгой буквально за несколько недель до нашего знакомства, согласитесь, просто невероятное совпадение!


- Каким образом ему пришла идея написать книгу?

- Идея написания книги появилась у Давида еще 15 лет назад. В начале 2000-х он принял участие в качестве сценариста в съемках небольшого документального кино о Хавкине, которое впоследствии не было показано широкой аудитории. Съемочная группа посетила Одессу, Бердянск, Лозанну, Париж, Мумбай. В этой поездке Давид и познакомился с директором Института Хавкина: «Доктор Хавкин слыл человеком великой души, в Индии мы зовём его Махатмой», — услышал Маркиш. Так и родилось название книги.

Давид Маркиш и Александр Дуэль

Именно тогда, в гостинице «Тадж-Махал», у Давида возникло огромное желание написать об этом человеке, до этого он не имел о Хавкине понятия и мог бы не узнать в дальнейшем. Вернувшись из Индии домой, уже в Иерусалиме, писатель открыл для себя огромный личный архив доктора, много над ним трудился, затем появилась книга. После знакомства с Давидом Маркишем я запустил проект по популяризации имени доктора Хавкина, и первым шагом моего плана должно было стать издание книги на двух языках. Давид согласился, наблюдая мой искренний интерес, вскоре я стал издателем, занялся продвижением, профинансировал перевод на английский язык, в общем, это моя личная история.

- И приступили к делу?

- Да, открыл сайт «Махатма Хавкин» [A1] на двух языках, сообщество в фейсбуке[A2] , посвященное ему. Все желающие могут купить книгу на сайте с доставкой в любой город или приобрести электронную версию на обоих языках. Книга вышла в Москве и в Киеве. Сейчас рассылаю ее по библиотекам, музеям, делаю подарки и договариваюсь о презентациях книги. Все это происходит за мой счет, и люди мне очень благодарны. Тираж книги довольно значительный — несколько тысяч экземпляров в Киеве, а в российской столице, он почти закончился, осталось не более 100 штук, многие из них, откровенно подарил.

Александр Дуэль

- Правда ли, что русскоязычное издание об ученом должно выйти также на английском языке?

- Верно, это уже произошло, благодаря Мариане Шварц, известной переводчице русской литературы, которая перенесла на английский свыше шестидесяти томов русской поэзии и прозы — от Толстого и Лермонтова, до Шишкина и Геласимова. Мариана переложила на английский «Махатму» к 160-летию со дня рождения Владимира Хавкина, ей понравился роман, и она уверила, что на английском он будет отлично звучать. Все так и получилось, за что весьма признателен этой мудрой женщине, истинному профессионалу. В дальнейшем, планирую осуществить издание на хинди, иврите и украинском языках. Считаю, что для всех версий книги непременно найдутся сильные издатели.

- Сохраняется память об ученом в Индии, где он много работал?

- Конечно. Институт Хавкина в Мумбае отмечал 10 августа 120-летний юбилей, и, что весьма символично, на эту же дату приходится и мой день рождения. Таким вот оригинальным образом Владимир передал мне привет спустя 120 лет. К этому дню я связался с директором института, узнал, чем они сейчас занимаются, как Владимир в целом повлиял на становление медицины и науки в Индии. На том конце провода меня поздравили с днем рождения и все подробно рассказали, записав 10-минутное видеообращение, а я убедился, что для них это тоже очень важно.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Меня зовут Александр Дуэль, мне 31 год, родился в Твери, в Москву переехал в 2008 году, на своей малой родине закончил три курса филфака, занимался маркетингом, копирайтом, но с юности хотел попасть в финансовую индустрию. В то время мой старший брат, тоже финансист, уже обосновался в Москве, что сильно на меня повлияло. Вскоре из Твери перевелся на экономический факультет РГГУ. Конечно, хотел поступать в Высшую школу экономики, но не получилось из-за огромной академической разницы. Это был кризисный 2008 год, но быстро устроился на работу в международную новостную компанию Reuters, что стало моим первым профессиональным опытом такого формата, далее трудился исключительно в интернациональных фирмах. Вся моя деятельность всегда была связана с финансами, с банками, с финансовыми продуктами. Тут же, в Москве, познакомился со своей супругой Алиной, она закончила журфак МГУ и помогает мне с проектом в качестве пиар-директора, нашей дочери Лее почти два года.

В данный момент работаю в финтехе, мы предоставляем возможность жителям ряда стран Южной и Юго-Восточной Азии (Филиппины, Вьетнам, Шри-Ланка, Индонезия, Малайзия) получить доступ к финансовым услугам и продуктам. Наша компания привлекает средства инвесторов из Европы под определенный процент и распределяет их в Азии, помогая людям справиться с повседневными нуждами, решить какие-то финансовые проблемы. Зачастую ведь крупные финансовые организации отказываются взаимодействовать с такими вот нуждающимися гражданами, а мы пытаемся решить эту проблему.

- Знаю, помимо книги, у вас впереди амбициозные планы. Поделитесь с читателями?

- Планирую создание мощного образовательного проекта. В нем для разных аудиторий и на разных языках начнем цикл рассказов о важных открытиях под знаменем Фонда Владимира Хавкина, который планирую запустить в будущем, в первую очередь, для поддержки молодых и талантливых ученых, исследователей. В планах также провести оцифровку всего иерусалимского архива, это огромная, кропотливая работа, к которой нужно привлекать спонсоров. Не сомневаюсь, уникальные материалы о Хавкине важно перевести в электронный вид и сделать общественным достоянием. Кстати, открою секрет: работа над документальным кино уже началась. Как видите, у нас очень много идей, ставших неотъемлемой частью моей жизни, занимаюсь всем этим с невероятным энтузиазмом!
Похожие статьи