|
Артем Добровольский
Артем Добровольский

Еврейский отец современной антропологии

В конце 19 века американцы внезапно начали проявлять интерес к мировым культурам. С точки зрения исследовательской практики того времени, модный интерес мог бы иметь два разных направления. Первое — широко распространенное расистское мировоззрение, основанное на лженауке евгенике. Второе было разработано иммигрировавшим в США из Германии ученым еврейского происхождения Францем Боасом, который развивал идею о том, что все культуры равны и существуют в едином континууме.

Основанная Боасом научная дисциплина, которая сегодня называется «культурная антропология», изучается во всем мире. И все же его триумф был далеко не предопределен.

В годы научной активности Боаса евгенику поддерживали и развивали такие уважаемые организации, как Музей естественной истории США. Позднее евгеника распространилась в Европе и стала одним из столпов идеологии третьего рейха. Только к концу Второй мировой войны мир наконец принял подход Боаса, который затем стал мейнстримом и в Америке.

Интересно, что среди ученых, поддерживавших и развивавших идеи Боаса в 20 веке, было немало женщин: Маргарет Мид, Рут Бенедикт, Элла Деллория, Зора Нил Херстон.

История развития новой дисциплины описывается в недавно вышедшей книге Чарльза Кинга «Боги верховных сфер: как круг антропологов-отступников переосмыслили расу, пол и пол в 20 веке» (Gods of the Upper Air: How a Circle of Renegade Anthropologists Reinvented Race, Sex, and Gender in the Twentieth Century), сообщает Times of Israel.

Чарльз Кинг

Книга получила свое название от цитаты 1942 года из афроамериканской писательницы Зоры Нил Херстон. Самым известным ее произведением является, вероятно, роман «Их глаза наблюдали за Богом» (Their Eyes Were Watching God). Литературная популярность Херстон затмила ее достижения как антрополога. Кинг рассказал, что «Боги верховных сфер» — это «своего рода групповая биография» Боаса и женщин-учёных, на которых он повлиял.

Как рассказал Кинг, его интересу способствовали разговоры за обеденным столом с его женой Маргарет Паксон, антропологом и писательницей, в их доме в столице США Вашингтоне, где Кинг является профессором в Джорджтауне.


Боас, родившийся в 1858 году, с раннего возраста интересовался обществами, выражаясь в тогдашней терминологии, «дикарей». Он проводил исследования сначала на острове Баффина, а после иммиграции в США среди коренных американцев на северо-западе Тихоокеанского побережья. Кинг описывает его как «эмпирика по преимуществу, который верил в данные», добавляя, что «как ученый он следовал за данными, куда бы они ни вели».

Это привело Боаса к столкновению с доминировавшим тогда подходом, разделявшим население мира на варваров и цивилизованные народы, причем разделение это основывалось на расовой принадлежности.

Оппоненты Боаса считали, что науку следует использовать для того, чтобы определить более и менее талантливые расовые группы. Боас понял, что подобного рода концепции ненаучны.

В ответ Боас выдвинул концепцию культурного релятивизма, основанную на идее, что проблемы, с которыми сталкиваются люди, универсальны. Каждое общество сталкивается с ними. Боас сказал, что ответы, которые мы даем на эти вопросы, специфичны для нашего общества. По его словам, люди, принадлежавшие к первобытному обществу, находились на более ранней стадии развития, но в интеллектуальном отношении ничуть не уступали современному человечеству.

Хотя Боас и его окружение содействовали взаимопониманию различных культур, глобальные тенденции в 20-30-е годв прошлого века были направлены в противоположном направлении: от законов Джима Кроу на американском Юге до прихода к власти Гитлера в Германии. Родина Боаса восстала против него из-за антисемитской политики Третьего рейха. Нацисты изъяли книги Боаса из библиотек и аннулировали докторскую степень, полученную им в Кильском университете.

Сжигание книг "неарийских" авторов, в том числе Боаса, на площади перед Берлинской оперой. 10 мая 1933

Боас умер в 1942 году в Нью-Йорке, не дожив до краха нацистской Германии. Но автор книги не сомневается, что антрополог предвидел скорый конец Третьего рейха.

Ученики и последователи Боаса продолжили его дело. Бенедикт, исследовавшая японскую культуру, написала книгу «Хризантема и меч», которая оказалась весьма ценной для оккупировавших Японские острова американцев.

«Боас и его единомышленники боролись с общепринятыми взглядами своего времени, — подчеркивает Чарльз Кинг. — Они восстали против устаревшего и ставшего вредным подхода к человеческой природе и истории».

Похожие статьи