История греческих евреев непроста, как и во всех других странах. Однако, наверное, только в Греции отмечен необычный феномен — особая массовая привязанность греческих евреев к своей стране.
Исследователи отмечают, что все погибшие и выжившие в Холокосте евреи из Салоник — крупнейшей еврейской общины Греции, – в письмах или в разговорах, в Израиле, Франции, США или в самих Салониках, систематически называют себя греками. Как сказал один из выживших, «мы чувствовали себя греками и умирали как греки».
Конечно, феномен Салоник объясняется особым миром сефардско-греческого самосознания, который сохранился даже в Освенциме. Но особое чувство привязанности евреев к Греции было повсеместным.
И многие греки отвечали евреям тем же.
Когда в марте 1943 г. евреев Салоник начали сгонять в гетто, премьер-министр Константин Логотетопулос, известнейший в прошлом гинеколог и глава коллаборационистского правительства, старался умаслить и греческих граждан, и немцев, выступив с осторожным и туманным заявлением, где упомянул «греческих граждан Салоник Моисеевой религии». Ему было мало дела до евреев. И тогда архиепископ Афинский и Греческий Теофил Дамаскин (Папандреу) обратился с официальным письмом к премьер-министру Греции. Это письмо – единственное в своем роде, аналога ему в период 2-ой мировой войны не было. Письмо написал знаменитый греческий поэт Ангелос Сикелианос, а подписали его выдающиеся граждане Греции – президент греческой Академии, ректоры крупнейших институтов, президент ассоциации писателей, художников и актеров, юристы, хирурги, промышленники.
В письме, среди прочего, написано:
"Греческий народ с глубокой болью узнал, что германские оккупационные власти начали претворять в жизнь программу постепенной депортации греческой еврейской общины, и что первые группы депортируемых уже на пути в Польшу...
Ко всем греческим гражданам, независимо от национальности и религии, должно быть равное отношение. Греческие евреи внесли ценный вклад в экономику страны, они законопослушные граждане, которые в полной мере осознают свои обязанности жителей Греции. Они жертвовали собой ради Греции и всегда находились в первых рядах борьбы греческого народа в защиту неотъемлемых исторических прав.
В нашем национальном сознании все дети матери-Греции составляют неразделимое единство. Они все равные члены нации, независимо от религиозного исповедания... Наша святая религия не признает высших и низших черт, основанных на расе и религии, ибо сказано: "Нет ни эллина, ни иудея", и осуждает любые попытки дискриминации по расовым и религиозным различиям. Наша общая судьба в дни славы и в периоды национальных бедствий связала нераздельно всех греческих граждан, без исключения, независимо от национальности...
Сегодня все мы глубоко озабочены судьбой 60 тыс. наших сограждан-евреев... Мы вместе жили в рабстве и свободе, и сейчас мы должны выразить благодарность за их чувства, их братское отношение, их экономическую деятельность – и самое главное, за их неизменный патриотизм...".
В конце письма архиепископ предупредил премьера, что наступит день, когда «моральная ответственность властей, не протестовавших против «всех акций, которые унизительны для нашего единства и гордости – таких, как изгнание евреев» ляжет на них тяжким грузом.
Узнав, кто стоит за письмом, командир немецкого гарнизона группенфюрер СС Юрген Штроп стал угрожать архиепископу расстрелом. Дамаскин в ответ заметил: «Согласно традиции греческой православной церкви, наших прелатов вешают, а не расстреливают. Пожалуйста, уважайте наши традиции!».
Архиепископ обязал священников озвучить позицию церкви в своих проповедях. Всем церквям под своей юрисдикцией Дамаскин велел раздавать справки о крещении скрывающимся от нацистов евреям. Вместе с начальником афинской полиции Ангелосом Эвертом они подготовили 27 тыс. таких справок, благодаря чему тысячи евреев-романиотов в Афинах и окрестностях города были спасены. Больше 250 еврейских детей были спрятаны в домах греческого духовенства. Во всех оккупированных районах греческое население, полиция, духовенство помогали евреям скрываться.
Но греческие евреи не только скрывались. Архиепископ говорил правду. 13 тыс. евреев воевали в греческой армии против фашистской Италии с октября 1940 г. Сразу после оккупации Афин в апреле 1941 г. немцами, в ряды греческого Сопротивления встали почти 1,5 тыс. евреев, а в начале 1943 г. в Салониках и Фессалии были сформированы успешно действовавшие еврейские отряды, в которых евреи составляли большинство бойцов. Заключенные в Освенциме 135 греческих евреев, вместе с несколькими французскими сефардами и венграми, взорвали крематорий и затем в течение часа отбивали атаки эсэсовцев. Немцы вынуждены были вызвать самолеты, и бой продолжался до гибели всех повстанцев.
Свыше 600 греческих священнослужителей было арестовано и депортировано за помощь евреям. 335 греков удостоены звания Праведников народов мира. Исследователи Холокоста отмечают, что рассказы спасенных греческих евреев отличаются особой, страстной благодарностью по отношению к своим спасителям. Одна из них, живущая в Нью-Йорке, Кула Кофинас сказала в интервью, что до «последнего, предсмертного вздоха» будет рассказывать о греческих христианах, спасших ее и других евреев. Греция дала поразительные примеры спасения евреев – как, например, на острове Закинф, где местное население в единодушном порыве спрятало и спасло всех до одного 275 евреев.
Но праведники не всесильны. И их было отнюдь не большинство. Как это нередко происходит в современном общественном сознания, расцветают мифы о войне – то народы целиком называются убийцами, то вина сваливается исключительно на немцев, то о праведниках вообще забывают. В Греции, как и везде, все было очень неоднозначно. Было правительство коллаборантов, и было антинацистское правительство в изгнании. Греческая церковь разделилась по отношению к евреям. Многие епископы публично одобряли политику немцев, другие оставались пассивными; сопротивление оказывали немногие. Низовое духовенство также резко разделилось по отношению к судьбе евреев. Одни греческие полицейские спасали евреев, другие, вместе с немецкими, их регистрировали. Имели место и случаи выдачи местным населением скрывавшихся евреев немцам, хотя, судя по документам, в Греции их было очень немного, в отличие от других стран – коллаборантами были преимущественно власти и чиновники.
В Греции погибло 87% всех евреев – 65 тыс. чел.
Генерал СС Юрген Штроп, позднее подавивший восстание в Варшавском гетто, был повешен в Польше 6 марта 1952 г.
Константин Логотетопулос в 1944 г. ушел с немцами. Его арестовали в Германии американцы и сдали греческим властям в 1946 г. Суд приговорил его за коллаборационизм к пожизненному заключению, но был освобожден в 1951 г. Он умер в 1961 г.
Архиепископ Дамаскин после окончания войны был назначен регентом Греции и исполнял функции премьер-министра до возвращения из изгнания греческого короля. В 1969 г. ему было присвоено звание Праведника народов мира.
Сегодня архиепископу Дамаскину исполнилось бы 129 лет.