|
Гарри Канаев

Макс Брух, или Как немецкий композитор пострадал из-за своей еврейской музыки

Тема еврейства в музыке нееврейских композиторов меня всегда волновала, и я всегда пытаюсь найти ответ на вопрос - что побуждало к этому тех или иных мастеров сочинительства?  Скажу откровенно – ответ не всегда удается найти. Разумеется, когда речь идёт об обращении к библейским образам - это одно. И это, скажем так, закономерно. Но тематическая палитра, я уже не говорю о жанровой, так велика, что порой теряешься в догадках. И как же приятна еврейскому сердцу такая путаница...

Я ещё не раз вернусь к этой теме и приведу немало примеров произведений, написанных композиторами разных эпох и даже попытаюсь порассуждать об этом исторически невероятном пласте музыки. А пока хочу рассказать маленькую историю из жизни немецкого композитора с семитской внешностью, писавшего еврейскую музыку, но не имевшего к иудаизму никакого отношения.

Макс Брух за свою жизнь написал немало музыки – три симфонии, три скрипичных концерта, несколько опер, оратории, много сочинений для голоса с оркестром. Но история, как вы знаете, делает всегда свой, не всегда понятный нам, выбор. А всё дело в том, что несмотря на то, что композитором было создано огромное количество произведений, имя его известным стало только после того, как он написал скрипичный концерт Соль-минор и пьесу для виолончели с оркестром «Коль Нидрей» на тему еврейских литургических мелодий. Вот так, друзья мои!

А случилось это вот как. Брух вместе со своим учителем оказался в гостях у семьи Лихтенштейнов. Отец семейства служил кантором в одной из синагог Берлина. Он пригласил композитора на службу и тот, по всей вероятности, стал всё чаще и чаще посещать синагогу. Слушая молитвы, и находясь под большим впечатлением от этого, он со временем оставил после себя и музыку и эту запись:

 «Я услышал в Берлине «Коль Нидрей» и несколько других еврейских песен. Несмотря на то, что я протестант, как композитор я проникся удивительной красотой этих мелодий, и радуюсь при мысли о том, что ценители музыки смогут познакомиться с ними в моих аранжировках».

К сожалению, в период диктата нацистской Германии Брух попал в черный список. Его, как автора «Коль Нидрей», сочли за еврея и произведения его были сняты с репертуара. Интерес к его творчеству стал возрастать лишь в последние десятилетия.

Послушайте это сочинение в исполнении виолончелиста Миши Майского.

Похожие статьи