|
Любовь Горчакова

Безработица — ахиллесова пята посткоронавирусного Израиля

В связи с неопределенностью, вызванной пандемией коронавируса, первоочередной задачей нового министра финансов Исраэля Каца должно стать возвращение людей на работу.

По словам экспертов, когда новый министр финансов Израиля Исраэль Кац возьмет бразды правления экономикой, пораженной пандемией коронавируса и режимом самоизоляции, первая задача, которую ему предстоит решить — ликвидация безработицы.

На следующем этапе для сдерживания стремительно растущего дефицита бюджета страны будет необходимо поднять налоги и использовать кризис для осуществления инвестиций и широкомасштабных реформ в сферах инфраструктуры, транспорта и образования.

В том, что касается проведения реформ, за свою настойчивость в этом вопросе политик Исраэль Кац заслужил прозвище «Бульдозера». Так, во время пребывания на посту министра транспорта Кац придерживался политики «открытого неба», создавшей конкуренцию и удешевившей полеты. Он также стремился привнести конкуренцию в морское сообщение и в работу портов, отмечает Times of Israel.

Министр финансов Исраэль Кац

Эти навыки как никогда пригодятся Кацу на новой должности в Министерстве финансов, где перед ним стоит весьма сложная задача по восстановлению разрушенной экономики Израиля, где из-за пандемии коронавируса уровень безработицы взлетел до беспрецедентного уровня, а экономический рост сократится впервые с 2002 года.

Пандемия спровоцировала экономический хаос, поскольку правительства стран ввели запретительные меры в попытке сдержать распространение вируса.

Во всем мире коронавирусом заразились более 5,5 миллионов человек, более 350 тысяч скончались. Из них — 17 тысяч заразившихся и 281 погибших в Израиле.

Ограничительные меры, начавшиеся в середине марта, привели экономику к полному застою. В связи с закрытием многих предприятий показатели безработицы подскочили с рекордно низкого уровня в менее 4 % на начало марта до 28 % на конец апреля. Впервые в истории Израиля число безработных превысило 1 миллион человек.

«Первым приоритетом министра финансов должно быть максимально быстрое возвращение к работе как можно большего числа сотрудников», — заявила в телефонном интервью бывшая глава Банка Израиля Карнит Флуг. 

Карнит Флуг

По мере того, как вирус ослабевает, Израиль снимает ограничения. В среду, после более чем двухмесячного перерыва, в стране открылись рестораны, бары, отели и бассейны.

Однако, по словам главного экономиста банка «Апоалим» Виктора Бахара, предприятия не спешат возвращать своих уволенных работников. «Это очень тревожит», — сказал Бахар.

Согласно правительственным данным, несмотря на возобновление работы большинства предприятий, происходящее в последние недели, уровень безработицы остается на уровне 24,4 %.

Данные, собранные Центральным статистическим бюро Израиля (ЦСБ), показывают, что, несмотря на снятие многих ограничений, на начало мая многие продолжали оставаться без работы. Опрос, проведенный ЦСБ 5 и 7 мая, также обнаружил, что в технологической отрасли, которая не была непосредственно затронута вирусом, поскольку ее сотрудники могли работать на дому, 7 % занятых продолжают находиться в неоплачиваемом отпуске. В сфере розничной торговли эти цифры доходят до 33 %.

Манифестация возле Кнессета владельцев частных детсадов, требующих госдотаций. 19 апреля 2020, Иерусалим

«Если так будет продолжаться и дальше, то процент безработных будет и впредь выражаться двузначным числом. Как правило, в экономике краткосрочная перспектива оказывает влияние на долгосрочную», — заявил Виктор Бахар. Экономист также предупредил, что нынешняя ситуация с безработицей может стать затяжной проблемой, поскольку рабочие, находящиеся в неоплачиваемом отпуске, начинают терять свои навыки.

В понедельник Банк Израиля оставил свою кредитную ставку неизменной на уровне 0,1 %, а также опубликовал свой обновленный прогноз для экономики, предсказывая более медленное, чем первоначально предполагалось, восстановление в следующем году.

Прогноз Центрального банка Израиля вышел после того, как данные, опубликованные ЦСБ, показали падение экономики на 7,1 % в первом квартале 2020 года — самый резкий спад за последние 20 лет. Как отмечает ЦСБ, этот спад гораздо более серьезен, чем после терактов 11 сентября и глобального финансового краха 2008 года, так как данные свидетельствуют о снижении потребительских расходов.

Согласно обновленному прогнозу Центрального банка, в 2020 году валовой внутренний продукт (ВВП), как ожидается, сократится на 4,5 % по сравнению с 5,3 % в его апрельском прогнозе, и вырастет на 6,8 % в 2021 году по сравнению с ростом на 8,7 % в предыдущих данных.

Экономический спад этого года означает, что впервые с 2002 года экономика показывает отрицательные темпы роста.

Центральный банк Израиля заявил, что большая часть ограничений для экономики будет полностью отменена к концу июня. Однако, из-за сохранения требований социальной дистанции и предполагаемой второй волны, восстановление, ожидаемое во второй половине года, будет более продолжительным, чем предполагалось в апрельском прогнозе Банка Израиля.

К отраслям, которые, вероятно, останутся уязвимыми даже после снятия ограничений, относят туризм и гостиничный бизнес, экспортное производство и молодые компании, поскольку они сталкиваются с нехваткой финансирования.

Изменение настроений

По прогнозам Центробанка уровень безработицы во второй половине 2020 года составит 8,5 %, а к концу 2021 года — 5,5 %. Следовательно, уровня экономики, который был до начала пандемии, не удастся достигнуть до конца 2021 года.

По словам Виктора Бахара, пандемия коронавируса полностью аннулировала плоды предыдущих лет экономического роста и высокого уровня занятости населения. Кризис вынудил бизнес «думать по-другому» и сокращать расходы на нецелесообразные мероприятия и инициативы перед лицом сохраняющейся неопределенности будущего.

Хотя меры по повышению эффективности в целом полезны для экономики, когда они предпринимаются резко, как в случае пандемии, экономическая ситуация может ухудшиться.

«Когда все резко обращаются к мерам по повышению эффективности, у лишившихся работы исчезают возможности альтернативного трудоустройства», — пояснил экономист. Если бы этот процесс происходил постепенно, те, кто потерял свою работу, имели бы больше возможностей найти новое рабочее место. Этот внезапный всплеск безработицы с легкостью может стать постоянной тенденцией. Бахар называет его «ахиллесовой пятой» кризиса.

Тем временем правительство подвергается жесткой критике со стороны владельцев крупного и малого бизнеса, а также экономистов за то, что оно затягивает с пакетом антикризисных мер и борьбой с безработицей. По прогнозам компании Dun & Bradstreet, из-за кризиса число закрывшихся в этом году предприятий может достигнуть 70 тысяч, что на 50 % выше нормы.

В прошлое воскресенье на заседании Кабинета министров правительство одобрило дополнительное вложение 14 миллиардов шекелей (283 миллиарда рублей) в экономику для компенсации потерь, вызванных вирусом. С учетом этой суммы в настоящее время фонд программы восстановления экономики составляет около 100 миллиардов шекелей.

Во вторник Министерство финансов опубликовало подробную информацию о предлагаемом плане по сокращению безработицы, на реализацию которого будет затрачено шесть миллиардов шекелей (121 миллиард рублей). В плане предлагается введение поощрительных мер для предприятий, повторно нанимающих работников, которые потеряли работу из-за карантина. Согласно этому плану, предприятия, которые вернут сотрудников из неоплачиваемого отпуска до 1 июня, получат 7500 шекелей за каждого трудоустроенного, а предприятия, вернувшие работников еще до 1 мая, получат половину этой суммы. Правительство также выделит еще 500 миллионов шекелей на программы профессиональной подготовки.

По словам Исраэля Каца, эта программа проста и эффективна. Она направлена на скорейшее возвращение более чем миллиона незанятых на работу, а также на быстрое восстановление экономики.

В какой-то момент разработка плана была приостановлена из-за разногласий между объединениями бизнесов и Министерством финансов по поводу того, как реализовать эту идею, не позволив работодателям преднамеренно увольнять своих работников для получения права на грант в случае возникновения второй волны коронавируса. Даже после публикации программы критики говорили, что она никак не поможет работодателям, которые повторно наняли сотрудников в апреле, и тем, кто не отправлял работников в неоплачиваемый отпуск.

По словам Виктора Бахара, шесть миллиардов шекелей могут оказаться недостаточной суммой для того, чтобы помочь всем вернуться к работе: «Предприятия могут принять деньги, повторно нанять работников, а затем снова избавиться от них по истечении срока действия плана. Но мы должны дать программе шанс. Даже если она поможет сократить безработицу всего на два процента, этого будет вполне достаточно».

Виктор Бахар

Глава Банка Израиля Амир Ярон также подчеркнул настоятельную необходимость возвращения граждан на работу: «Чем быстрее сотрудники вернутся на работу, тем меньше риск дальнейшего влияния безработицы на экономику. В это время самое главное для правительства — это скорость выполнения плана и устранение неопределенности».

Сначала вложения, затем налоги

Цена всех антикризисных мер, как и снижение налоговых поступлений из-за кризиса, вызовет заметный дефицит бюджета и увеличение соотношения государственного долга к ВВП. Низкий коэффициент долга к ВВП — признак экономики, которая производит и продает товары и услуги, достаточные для погашения долгов.

Действительно, согласно последнему прогнозу Банка Израиля, дефицит бюджета в 2020 году ожидаемо вырастет до 11,5 % ВВП, а соотношение государственного долга к ВВП увеличится до 74 % к концу года по сравнению с 61,2 % в 2019 году.

По словам Виктора Бахара, в конечном итоге новый министр финансов должен будет обуздать этот всплеск расходов с помощью более высоких налогов. При этом время будет решающим фактором, так как более высокие налоги могут еще больше затруднить экономический рост.

«Должен быть правильный баланс того, когда повышать налоги, чтобы не навредить росту. Это серьезная краткосрочная задача», — сказал Бахар.

Как считают эксперты, экономический кризис, когда все ощущают на себе ответственность за спасение экономики, является хорошей отправной точкой для проведения столь необходимых реформ. В более долгосрочной перспективе новый министр финансов Израиля должен использовать кризис, чтобы повести эти реформы. «Мы должны использовать этот кризис как возможность для проведения реформ», — считает Карнит Флуг.

Реформы включают в себя снижение цен на жилье, устранение неравенства в доходах, вложение денег в инфраструктурные проекты и устранение недостатков в системе общественного транспорта и образования.

По словам Флуг, Исраэль Кац должен использовать эту возможность для инвестирования в проекты по разработке возобновляемой энергии и экологичного строительства, а также для поддержки профессионального обучения ради «максимального увеличения возможностей трудоустройства».

Между тем экономисты рейтингового агентства S&P по-прежнему оптимистично оценивают возможности восстановления экономики Израиля, прогнозируя рост более чем на 6 % в 2021 году после сокращения на 5,5 % в текущем году.

Сильная макроэкономика и высокая денежно-кредитная гибкость должны позволить Израилю быстро оправиться от шока, в то время как крупный высокотехнологичный сектор должен поспособствовать экономическому восстановлению», — заявили экономисты S&P в своем отчете от 15 мая.

По словам директора и ведущего аналитика инфраструктурных рейтингов Израиля в S&P Maalot Этая Раппеля, по мере того как Израиль и мировая экономика постепенно восстанавливаются после кризиса, Израиль может максимально использовать возможности передовых технологий, которые он предоставляет. Так, во всем мире по-прежнему существует высокий спрос на эти услуги, и технологический сектор поможет вывести Израиль из кризиса.

«За последние 20 лет Израиль продемонстрировал большую гибкость, динамизм и выносливость. Мы надеемся, что это будет продолжаться и дальше», — добавил Этай Раппель.

Похожие статьи