Кажется, позапрошлой осенью, по пути куда-то на отдых, оказавшись проездом в Москве, решили с женой пройтись по столичным улочкам: освежить в памяти былые впечатления. Ноги как-то сами вынесли на Тверскую. На перекрестье с Охотным рядом, поравнявшись с монументальным зданием Госдумы, были внезапно остановлены невесть откуда взявшейся охраной: «Стоять! Минуточку, пожалуйста…» — продемонстрировали микст уставщины и вежливости служивые. Мы встали, выглядывая из-за плеча верзилы в штатском.
У парадного выхода палаты народного парламента, забравшись весомым бампером на тротуар и далеко выдвинув на проезжую часть лакированный нос, встал массивный лимузин. Подступы к нему со всех сторон были плотно блокированы. Подъездная дверь распахнулась, и мы узрели до боли узнаваемую фигуру в чем-то темно-длинном, в знаменитой кепке и с характерной миной на, увы, заметно старящемся лице. Фигура — сумрачная и монументальная — никуда не глядя, несла себя к машине, где расторопный халдей уже открывал дверцу. «Наш-то, наш-то!» — только и сумел выдохнуть я восхищенное, глядя в след Владимиру Вольфовичу Жириновскому. Потомок старинного рода из мордовской деревни Лаушки, с трудом с помощью двух охранников усадив себя в нутро «членовоза», не удостоил взглядом своего земляка — случайного свидетеля этой московской зарисовки…
Занести 5–6 коробок
В ноябре 2018 года Владимир Жириновский пожаловался на подарки, которые ему преподнесли во время открытия экспозиции «Республика Мордовия — территория инноваций», — сообщало тогда интернет-издание pronedra.ru. В Государственной Думе он посетовал на то, что мордва ему прислала мало презентов.
Особенно политик отмечал нашу колбасу. Он рассказал, что колбаса и конфеты в Мордовии особо вкусные, и хотел бы получать немного больше именно таких гостинцев. Жириновский рассказал о том, что благодаря «революции Мордовия стала успешной республикой и продемонстрировала небывалое развитие». И это его не может не радовать.
«История разная у нас, но история хорошая, но колбасы и конфет вы мне мало прислали. Спасибо, что приехали. Ошибка! На будущее старайтесь. Я не прошу заносить корзинами. Не надо! Но 4–5 батонов можно же прислать, 5–6 коробок можно было занести?» — посетовал политик на малое количество подаренного.
В рамках Дней Мордовии была открыта выставка, которая прошла с 6-го по 9 ноября 2018 года в стенах нижней палаты парламента. Лидера ЛДПР выставка поразила. Он с интересом осмотрел экспозицию, с ностальгией вспомнил о своих мордовских корнях и с аппетитом попробовал продукцию местных товаропроизводителей.
«Я с удовольствием пришел на эту выставку, жаль, что мы устраиваем ее в коридоре и парламент до сих пор не имеет хорошего зала для организации подобных мероприятий. Ваша выставка достойна того, чтобы ее увидело большее число людей», — сказал тогда Владимир Вольфович.
Глава фракции ЛДПР назвал Саранск городом-красавцем. То, как изменилась столица Мордовии, он узнал из красочного альбома, который был подарен депутату. Жириновский пообещал летом приехать в наш регион и начать свое путешествие с Ковылкина.
«Я был в Мордовии четыре раза, но следующим летом хочу посмотреть на преобразившуюся Мордовию еще раз. Начну свое путешествие со станции Ковылкино, о которой мне часто рассказывала мама. Затем поеду в Рузаевку и Краснослободск. Саранск станет завершающей точкой визита», — поделился он планами, которым, по неведомым причинам, не суждено было сбыться. Жириновский также высоко оценил роль руководителя региона в поступательном развитии республики, предложил называть губернаторов в России «хозяинами».
«Хозяин — это человек, который грамотно ведет хозяйство. Эта выставка прямое доказательство того, что Владимир Волков — настоящий хозяин, потому что в его республике дела идут очень хорошо», — заключил Владимир Жириновский.
Но всего несколько лет тому назад тот же либерал-демократ вкупе с лидером коммунистов о мордовском хозяине говорили совсем другие слова. Правда, о хозяине другом…
В случае если кто-то из нас выиграет эти выборы, — прогнозировал Жириновский во время дебатов с Геннадием Зюгановым в преддверии президентских выборов в марте 2012 года, — давайте дадим обязательства стране, что мы уберем всех негодяев-губернаторов, мэров. Особенно ударим по такому, как Меркушкин из Мордовии! —
Давно его снимать надо, — вторил ему Зюганов. — Это жулик, на котором пробы ставить некуда… —
Две парламентские фракции, вы и я, просим обоих президентов снять его вот уже пять лет — и ноль. Чудовищно! — продолжает цитировать Жириновского канал «Ютуб». —
Мы же с вами в Думе вносили предложение, чтобы срочно создать комиссию после воровских выборов (в Госдуму) в декабре (2011 года) и направить первое — в Мордовию, — и не думает дебатировать с визави Зюганов. — Первый раз он (Меркушкин) всыпал 99 % в урну «Единой России», теперь 92 %! По сути дела, жульничество невиданных размеров, захват власти! За это в любой стране дадут 10–15 лет. А он сидит и по-прежнему издевается над страной. Ввел там (в Мордовии) феодализм… —
Но, как помнится, избранный Президент тогда к мнению оппозиционеров не прислушался и подарил пять незабываемых лет «согласия#порядка#созидания» уже Самарской области.
Стаканчик соку
Но вести публичную борьбу с губернаторами Владимир Жириновский начал задолго до весны 2012-го. Летом 1995 года мне довелось брать интервью у знаменитого Бориса Немцова, в то время — губернатора Нижегородчины. Во время разговора выяснилось, что Немцов таки готовится к выходу на общефедеральную политическую сцену. Первым шагом к тому должна была стать его встреча с Жириновским в тогда очень популярной телепрограмме «взглядовца» Александра Любимова «Один на один». Наша беседа была опубликована в «Столице С» за 2 дня до эфира, ставшего, как впоследствии выяснится, историческим.
18 июня 1995 года в прямом эфире ОРТ (ныне Первый канал) в программе «Один на один» центральной темой дискуссии стала поездка Жириновского в Буденновск, где накануне чеченскими террористами были захвачены в заложники больше 1000 человек. Немцов предлагал с ними договориться, а Жириновский выступал за силовой вариант решения.
В пылу полемики Жириновский сказал, что Нижегородская область лидирует в стране по количеству венерических заболеваний, на что Немцов посоветовал собеседнику пройти курс лечения от «венерической обеспокоенности» и показал Владимиру Вольфовичу журнал Playboy с интервью, в котором Жириновский утверждал, что «спал» с 200 женщинами.
Немцов: Мы вас вылечим!
Жириновский: Да не надо лечить нас!
Немцов: У нас два укола, и всё…
После чего Жириновский, внезапно вскочив, плеснул в оппонента апельсиновым соком из стакана, стоявшего перед ним на столе. Выплеснувшееся попало губернатору на лицо, рубашку и пиджак. В ответ Немцов плеснул в лицо лидеру ЛДПР из своего стакана, но Жириновский увернулся. Дискуссия перешла в горячую фазу. Передача была прервана, и ответ Немцова остался за кадром. Выпуск телепрограммы, имевший огромный успех, на следующий день внепланово повторяли. «Обливание апельсиновым соком» теперь — жанр в политике, а Жириновский — признанный полит-шоумен страны — неоднократно повторял этот прием впоследствии, возведя способ публичного скандала в основной метод своей общественно-политической деятельности, неизменно успешно способствующий его популярности.
Шок и мат!
Своими экстравагантными поступками Жириновский потрясал и жителей своей малой родины — Мордовии. Многим до сих пор памятны его первые встречи в людных местах Саранска в начале 90-х годов, когда он кидал в собравшуюся вокруг него толпу охапки мелких отечественных купюр и наблюдал за людской свалкой, неизменно происходившей у его ног.
…7 октября 1995 года в Саранске во время чтения лекции студентам в четвертом корпусе Мордовского университета бандитами по заказу неустановленных лиц был убит кандидат наук, старший преподаватель МГУ и депутат Саранского горсовета Олег Еникеев. Это преступление до сих пор остается не до конца раскрытым. «Оставшуюся без лидера ассоциацию коммерческих предприятий «ХХХ век» тогда пытался политически возглавить Александр Яшков — начальник аппарата саранской горадминистрации, — писала в декабре 2019 года «Столица С». — Он прекрасно понимал, какое мощное наследие оставил Еникеев и чего можно добиться с такой финансово стабильной структурой…»
Не успела еще улечься земля на могиле Еникеева, как «в конце 1995 года нас собрали в помещении ассоциации, — вспоминает в статье «столичников» один из местных предпринимателей. — Пояснили, что для очень важного заседания. В президиуме оказались Александр Яшков и… лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Многие были шокированы речью либерал-демократа. Визит прошел тайно, и мало кто о нем знал…» По словам бизнесмена, Жириновский предложил каждой фирме… заплатить определенную сумму в партийную кассу. Мол, тогда многие проблемы с налоговиками, силовиками и мордовской властью будут решены. Но бизнес-сообщество не услышало активно набиравшего в то время популярность вождя. И, судя по всему, тогдашние переговоры в регионе не принесли либерал-демократу ожидаемого. Мордовия сделала политическую ставку на «Отечество», «Единство», а затем и «Единую Россию»…
Родина знает!
Такое неравнодушное внимание к Мордовии у Владимира Вольфовича действительно не случайно. Его мать— Александра Макарова — родилась в 1912 году в деревне Лаушки Пензенской губернии (ныне Краснослободский район Мордовии). По данным интернет-издания stmegi.com, ее юность была творческой — год Александра успела отучиться в Пензенской балетной школе. А чуть позже, в 1928 году, она вышла замуж за сотрудника органов госбезопасности Андрея Жириновского.
Семья часто переезжала, потому что чекист служил то в Сызрани (Самарская область), то в Сасове (Рязанская область), то в Ленинграде. В Северной столице он руководил транспортным отделом НКВД, отвечал за безопасность правительственной дороги Москва — Ленинград.
В 1939 году Андрей Жириновский заболел туберкулезом. На тот момент у них с Александрой было уже пятеро детей. Врачи сказали, что ему больше подходит мягкий климат, и поэтому его перевели на службу в Алма-Ату, начальником лесного отдела Туркестано-Сибирской железной дороги. Его коллегой был Вольф Эйдельштейн (уроженец Западной Украины, сын фабриканта из г. Костополь, выпускник Гренобльского университета (Франция). После установления в 1939 году на той территории советской власти он был сослан в Казахстан). Тот часто приходил к Жириновским в гости. В июле 1944 года Андрей Жириновский умер от туберкулеза. Александра осталась одна с маленькими детьми, без работы и денег.
Вольф Эйдельштейн поддерживал ее, они стали еще чаще общаться — и в конце концов поженились. В 1946 году у них родился сын Владимир (будущий лидер ЛДПР). Драматичные события на этом не закончились. Когда мальчик появился на свет, его отца выслали в Польшу. И больше родители политика никогда не встречались. Александра дала сыну свою фамилию. Кстати, из Польши отец Жириновского эмигрировал в Израиль, где и прожил до конца жизни.
В ХХ веке родню Жириновского разметало по всей стране. Но какие-то корни все же сохранились и в Лаушках. Примечательно, что и первый визит либерал-демократа к материнским пенатам в конце августа 2003 года был омрачен трагическими последствиями. Поначалу все шло хорошо. «Это моя земля, здесь мои корни!» — заявлял беспрестанно политик. Вице-спикера российской Госдумы в саранском аэропорту встречал председатель здешнего парламента Валерий Кечкин. «Возбужденный политик вел себя довольно сносно, — писали в те дни в своих репортажах «столичники». — На встрече с Главой РМ и вовсе показал себя сдержанным и тактичным гостем.
Долгожданное представление началось, когда кортеж из черно-белых автомобилей подкатил к Центральному рынку. Жириновский пошел в народ! В толпу полетели календарики и брошюры с изображением вождя, белоснежные майки и кепки. Люди что есть силы тянулись за халявой. Толпа уплотнилась еще больше, когда в руках щедрого депутата появилась пачка пятидесятирублевых купюр. Обезумевший от счастья народ буквально рвал охрану на части. «Будем голосовать за вас!» — доносилось со всех сторон. Выбравшись из толпы, Жириновский повелел везти его на родину матери.
«Очередным актом комедии стало купание в Мокше, — продолжали «столичники». — В мгновение ока разоблачившись, вице-спикер Госдумы остался в семейных трусах. И тут Владимир Вольфович приметил пожилую сельчанку, следовавшую по дороге. «Женщина!» — во все горло закричал депутат. Через несколько секунд секьюрити вели к нему под руки насмерть перепуганную пенсионерку. Жириновский накинулся на нее с вопросами: «Кто такая? Что знаешь про мою мать?» Выяснилось, что жительница Краснослободского района Марья Исаева о матери заезжего гостя ничего не знает. Ей подарили кепку и майку, пообещали провести в дом воду и отпустили. Вождь нырнул в Мокшу, лег на спину и поплыл по великой мордовской реке. Накупавшись вволю, вышел из воды с огромной корягой в руках и заявил, что находку забирает в Москву: «Поставлю к себе в спальню!» После этого кортеж продолжил путь в Лаушки.
В деревянном домике, где когда-то родилась мать лидера ЛДПР, все было готово к встрече гостя. На столе красовались деревенские деликатесы. Из-под одеял и подушек хозяева достали бутылки с местным зельем. Но прежде, чем приступить к угощению, гость стал выяснять, кто кому и кем приходится. Нашелся двоюродный племянник, нуждающийся в помощи. «Будет служить в Мордовии!» — немедленно отреагировал всемогущий политик. Привели школьницу Машу. Когда-то мать Жириновского подарила ее прабабушке золотое кольцо, а та его сохранила. Вождь решил драгоценность выкупить. Предложил за нее 200 долларов, но родители Маши не согласились: сошлись только на 330. Помимо кольца из родного дома вице-спикер ГД РФ увез икону Серафима Саровского и пакет лаушкинской земли.
…Но вскоре в Лаушках… трагически погиб его троюродный брат Вячеслав Маркиянов. Тот, по сведениям regnum.ru, так увлекся приездом именитого родственника, что продолжил застолье уже в автономном режиме. В какой-то момент решил опохмелиться, но оказалось, что нечем. Поссорился с женой, вышел из дома и… Расследовать происшествие в село приезжал районный прокурор, сообщает издание Грани.ru. Причем жена Маркиянова отправилась в бега, что осложнило следствие. Хоронить Вячеслава сельчанам пришлось на те самые деньги, которые Жириновский привез в подарок родне. Сам политик в траурных мероприятиях не участвовал…
«Ушла сила»
Владимир Жириновский почти полвека назад женился на Галине Лебедевой. Генеалогическое древо в наши дни продолжает его сын Игорь Лебедев — тоже член партии ЛДПР и депутат Госдумы. У Жириновского есть и два взрослых внука — близнецы Александр и Сергей. В орбиту ЛДПР вовлечен и обширный круг племянников и свояков эпатажного политика. Оглядываясь на полную невзгод историю его предыдущих поколений, невольно стоит задуматься, какая судьба ждет все это благополучное сообщество, когда «эксцентрик» сойдет-таки с политической сцены…
Сергей Чернавин
Источник: Столица С