Стюарт «Стю» Эйзенштат, один из главных советников бывшего президента Джимми Картера, и Теви Трой, выступавший связующим звеном между Белым домом и еврейской общиной во времена президентства Джорджа Буша-младшего, вспомнили, каково было работать на своих постах. К беседе, которая прошла в четверг, они привлекли раввина Леви Шемтова. Он руководит вашингтонским отделением организации «Американские друзья Хабада».
Седер с Картером. «Всего через несколько недель после подписания Картером мирного договора между Израилем и Египтом у нас был пасхальный седер с президентом и первой леди, моими родителями и семьей», — рассказал Эйзенштат, который написал книгу «Президент Картер: Годы в Белом доме». «Он просидел весь седер. Прослушал всю Агаду об Исходе – вот он, президент, добившийся мирного договора между Израилем и Египтом. В тот вечер произошел один забавный случай. Пришло время, когда пора впустить пророка [Илию], я [подошел] к входной двери, и агенты из охраны Картера повскакивали с мест и сказали мне: «Вы не можете этого сделать. Мы обеспечили безопасность этого дома для президента». Мне пришлось вести переговоры, чтобы суметь открыть заднюю дверь. Это был единственный раз, когда пророк прошел через черный ход».
Вечеринка, которая достойна остаться в памяти. Теви Трой написал книгу «Бой дома: соперничество в Белом доме от Трумэна до Трампа». Он вспомнил, как ханукальная вечеринка Буша стала «самым горячим событием в городе». Трой заметил, что стоило только гостям переступить порог Белого дома, он сразу становился магнитом, «это было то место, которое никто не хотел покидать». Он вспомнил, что Джош Болтен, занимавшийся разработкой предвыборной стратегии Буша-младшего во время его второго срока, однажды пошутил, что «евреи настолько настойчивы в том, чтобы оставаться на праздниках даже после истечения запланированного на них времени, что он даже когда-то боялся, что только военные могут помочь вывести гостей с ханукальной вечеринки – пригрозив своим церемониальным оружием».
Однажды Трой сидел на совещании с более опытными коллегами и вспомнил в связи с этим одну шутку: «Некоторые люди уходят, не попрощавшись. А евреи наоборот — прощаются и не уходят». По словам Троя, тогдашний главный советник Буша Карл Роув «взвизгнул от смеха» и даже попросил записать эту шутку.
Рецепт успеха. И Эйзенштат, и Трой пришли к мнению, что для оказания влияния на политику представителям еврейского лобби в Белом доме не нужно предлагать программу, отвечающую только интересам еврейской общины. «Если вы доверяете президенту и ваши рекомендации базируются на еврейских ценностях, которые могут вписаться в повестку дня и философию президента, то вы можете оказать влияние», — сказал Эйзенштат.