День без доброго поступка — потерянный день. Чем сегодня живут башкирские евреи

В многонациональной и многоконфессиональной Башкирии живут около двух тысяч евреев. Это по официальным данным, в реальности — намного больше. Первые семьи здесь появились в 19-ом веке. Дальнейшая их история в республике тесно переплетена с историей всей страны. В советское время в Башкирии их проживало уже больше семи тысяч. В 90-ые большинство евреев эмигрировали в Израиль и США. Те, кто остался, сохранили свою культуру и традиции. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне в Уфе установили второй в России памятник жертвам Холокоста.


Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «Мы решили, что было бы правильным поставить памятник в честь тех, кто погиб на войне и в Холокосте. Для еврейского народа это была не просто война, а геноцид. Мы понимали, что пора поставить этот памятник. Не только вспомнить их [погибших], но самое главное — передать память будущим поколениям. В этом здании есть школа, детский сад, много детей растут, но они не знают многого. Мы решили поставить памятник именно здесь и с участием детей. Каждый ребенок принес из дома рубль или пять рублей, чтобы они знали, что это они построили памятник. Они будут идти мимо, вспоминать что было, и что нужно сделать, чтобы это не повторилось».

Больше десяти лет назад на улице Блюхера открылся еврейский культурный центр. Он вместил в себя школу, детский сад, бассейн и синагогу.

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «Еврейская община Башкирии сегодня — это большое количество людей, я бы сказал, десятки тысяч людей, которые живут для того, чтобы сделать жизнь в нашей республике лучше. Лучше в духовном смысле, лучше в материальном смысле, лучше в моральном смысле. Потихонечку нам удается какие-то планы реализовывать. В последние 15 лет у нас действует воскресная школа, ежедневная образовательная школа, детский сад. Конечно, у нас есть мечты. Одна из них — построить реабилитационный центр для особых детей с ДЦП и аутизмом. Там они смогут получить доброту и любовь, которые нужны им больше, чем другим».

Андрей Шарыгин, корреспондент UTV: «А фасад синагоги должен быть направлен в сторону Иерусалима и в сторону Израиля?»

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «Не совсем так. У нас фасад направлен в сторону проспекта Октября. Самое святое место — молельный зал, где находится свиток Торы. Именно это место должно быть направлено в сторону Иерусалима. Считается, что все молитвы со всего мира поднимаются к небесам через Иерусалим, через место, где был Храм. Поэтому мы молимся в ту сторону».

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «Мы старались сделать здание красивым. Чтобы пришедший в синагогу думал, что если храм такой, то я буду чаше сюда ходить. Это не то, что рассказывал дедушка в детстве, что это подвал какой-то. Когда пожилой человек приходит молиться и видит, как маленький ребенок поет на своем языке, это дает ему жизнь. А ребенок, может, слушает лекции о Боге, но когда видит, что пожилой человек пришел молиться, он понимает, что к этому когда-то надо придти и ему. Это как единый организм, который поддерживает друг друга».

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «У нас молельный зал очень скромный, но чистый и светлый. Мужчины и женщины молятся отдельно. Вы знаете, раввин не посредник, а инструктор. Если человек грешил, поговори с Богом напрямую. Если ты сделал что-то хорошее — обрадуй Его. Раввин — это просто инструктор, какую молитву читать утром и какую вечером».

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «Почему во время молитвы мужчины и женщины разделены? Очень тяжело сосредоточиться, думаешь о Боге, помнишь о делах, что надо куда-то ехать и что-то искать. А около тебя еще будет сидеть какая-то женщина! Это вообще… я не знаю. А почему женщины сидят наверху? В еврейской традиции женщина важнее. Она наверху, чтобы следить, муж молится или болтает».

Здесь же, в молельном зале, библиотека священных книг. Написаны они на двух языках — иврите и русском. Раввин Дан признается, что большинство иврита не знают.

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «Но Бог понимает [молтивы] и на русском и даже на башкирском».

В центре есть место не только молитве, но и спорту. Здесь играют в баскетбол, волейбол и футбол. В него, кстати, играл и сам раввин Дан.

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «В детстве я играл в футбол. Любил быть вратарем — потому что не надо много бегать. Но каждый выбирает свое».

Еще в здании находится школа и детский сад, столовая, стоматологический кабинет и бассейн. Плавать в нем могут все. Ограничений нет. Здесь же занимаются дети с особенными потребностями.

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «Это — награды детей, их достижения. Но для нас самое главное вознаграждение — то, что мы можем дать поддержку таким детям и их семьям».

Дан Кричевский, главный раввин Башкирии: «Пока мы находимся на Земле, пока мы живем, надо по максимуму оправдать то доверие, которое нам дал Всевышний и достигнуть тех целей, которые он поставил перед нами. А что это? Сделать наш мир лучше, чем он был тогда, когда мы родились. Сколько я выпил, закусил и сколько был в бане, с этим ты туда не пойдешь. Там это никому не надо, там этим ты никого не удивишь. Мой прадедушка сказал, что если день прошел, а ты не сделал никому добро, ты пропустил этот день, ты его профукал».

Источник: UTV.ru

Похожие статьи