Раввинатский суд в Ашдоде аннулировал еврейство целой семьи новых репатриантов из бывшего СССР, несмотря на то что еще 30 лет назад они были признаны евреями. Как стало известно в среду, 12 августа, организация Центр справедливости для женщин (Мерказ цедек ле-нашим) вместе с движением "Полуторное поколение" (Дор 1,5) подали апелляцию в БАГАЦ по поводу этого "выходящего за все рамки" решения. Об этом сообщает Vesty.co.il.
В той же апелляции содержится требование отменить принятую в 2010 году директиву, на базе которой раввинатские суды получили полномочия производить "расследования еврейства" родственников репатриантов, являющихся третьей стороной в бракоразводных процессах. "Раввинатские суды в данном случае действуют и как вершители закона, и как палачи", - считают податели иска.
В иске также разъясняется, что "героиней дела" стала репатриантка, прибывшая в Израиль из СССР в конце 1980-х. После репатриации она проходила "проверку на еврейство", по результатам которой была признана раввинатским судом еврейкой и получила разрешение сочетаться браком со своим избранником "по законам Моисея (Моше) и Израиля".
Брак был зарегистрирован в раввинате, и на протяжении долгих лет никаких вопросов не возникало. Более того, дочери этой репатриантки, выходя замуж, также получили подтверждение еврейства. Евреями были записаны и родившиеся у них дети, внуки репатриантки.
Несмотря на то что женщина и члены ее семьи были признаны евреями, в 2016 году раввинатский суд Ашдода поставил под сомнение их еврейство, решив произвести дополнительную проверку. Основанием стали слова бывшего мужа одной из дочерей репатриантки, который в ходе бракоразводного процесса заявил, что его экс-супруга "и вовсе не еврейка".
После этого раввинатский суд в Ашдоде решил проверить всех членов семьи по материнской линии, включая саму репатриантку. В итоге первоначальное решение раввината о признании женщины еврейкой было отменено, а она сама и 8 членов семьи (включая детей и внуков) объявлены неевреями. Кроме сугубо морального это решение имеет и практический аспект: брак дочерей автоматически признается недействительным, так как заключен, по мнению раввинов, в нарушение постулатов Галахи.
Центр справедливости для женщин, созданный в 2004 году, специализируется на защите израильтянок от "несправедливых решений раввината". Глава организации, адвокат Сьюзен Вайс, сама репатриантка из США, говорит, что "раввинат относится к каждому из нас как еврею под вопросом". По ее словам, раввинат открыл подлинную охоту на репатриантов из бывшего СССР. "Однако не думайте, что он этим ограничится. Завтра раввины доберутся и до меня, и до каждого", - говорит она.
Сьюзен Вайс полагает, что раввинатские суды присвоили себе права законодателей, судов и судебных исполнителей. И их полномочия с каждый годом только расширяются.
В движении "Полуторное поколение" назвали отношение раввината к русскоязычным репатриантам "возмутительным и унизительным". Здесь считают, что преследования репатриантов стали "систематическими".
"Сотни тысяч граждан Израиля находятся под подозрением по милости раввината. Это теперь не только сами репатрианты, но и их внуки и дети", - говорят в движении.
Податели иска в БАГАЦ считают, что "вопрос о еврействе" дает потенциальный повод для злоупотреблений в отношении каждого гражданина Израиля.
"Вопиющий случай с членами семьи репатриантки показывает, что любое слово, любой намек, любое предположение, любая фантазия может стать основанием для расследования и лишения еврейства, - поясняет адвокат Сьюзен Вайс. - И это свидетельствует об отношении раввинатских судов к гражданам Израиля, которым не дано знать наверняка, когда против них возбудят дело и на каком основании".
По словам Вайс, Государство Израиль не может делать граждан заложниками раввината и предоставлять раввинам эксклюзивные полномочия в определении, кого следует считать евреем, а кого нет.
Репатрианты из бывшего СССР (преимущественно только они) сегодня обязаны многократно доказывать свою принадлежность к еврейскому народу. В первый раз это происходит при подаче документов на репатриацию, затем во время бракосочетания (своего или своих детей), потом при рождении детей (чтобы записать евреями). Даже после смерти возникает вопрос о еврействе, иначе не похоронят на еврейском кладбище.
Случай в Ашдоде, напоминают в движении "Полуторное поколение", пробивает новое дно. Это своего рода очередной антирекорд в деятельности раввината, демонстрирующий "всю долю цинизма, с которой в раввинатских судах относятся к русскоязычным репатриантам".
"Страна, которая призвана стать национальным очагом для всего еврейского народа, не может так относиться к репатриантам, позволяя их беззастенчиво унижать и дискриминировать", - подчеркнули в движении. И добавили, что ограничить произвол раввинатских судов следовало "еще вчера", но ни в коем случае нельзя "это откладывать на завтра".
"Преследование выходцев из бывшего СССР в который раз переходит все границы, - добавила депутат кнессета Юлия Малиновская (НДИ). - Подобные случаи происходят и будут происходить до тех пор, пока мы в корне не изменим отношение религии и государства. Необходимо лишить религиозные институты возможности влиять на гражданские вопросы, нет другого выхода".
Источник: vesty.co.il