Новый раввин Еврейской автономной области — уроженец Харькова Эфраим Колпак: первое знакомство
О своих корнях и семье
– Родом я из Харькова, старший ребенок в нашей многодетной семье. И мои прабабушка и прадедушка выросли в одном харьковском дворе. Тетя моей прабабушки похоронена в Дробицком Яру – месте массового расстрела евреев Харькова.
У меня есть младшие сестры и брат, который сейчас учится в хедере.
Мои родители не были религиозными, они не в полной мере вели еврейский образ жизни. Но когда мне было пять или шесть лет, они начали путь возвращения к своим корням. То есть я вырос в такой атмосфере, когда дома соблюдаются все еврейские заповеди и традиции.
Еврейское образование
– Сначала я учился в харьковской ешиве ктана (начальной школе), продолжил еврейское образование в Москве в ешиве гдола, для ребят старше 16 лет. Далее были ешивы в Кирьят-Гате и Нью-Йорке. На этом классическое еврейское обучение закончилось. После этого студенты, как правило, едут в другие ешивы, где делятся опытом и в то же время продолжают учиться. По этой программе я поехал в Малаховскую иешиву в Подмосковье. Спустя год познакомился с Идой, мы поженились. А еще через год мы оказались здесь, в Биробиджане.
Выбор пути и семейная реликвия
– На мой выбор стать раввином повлиял, безусловно, седьмой Любавичский ребе Менахем-Мендл Шнеерсон – глава нашего поколения. Он ставил перед собой задачу: каждому еврею передать еврейское тепло. Для выполнения этой большой миссии ему нужны помощники и проводники его идей. Быть одним из них – большая честь для меня. Мне кажется, ничего лучше этого быть не может.
Первый ли я раввин в семье – сложно сказать. Мой прадедушка по маминой линии живет в Харькове, я с ним часто общаюсь. Так вот, его родители соблюдали все еврейские традиции и заповеди. Но чтобы среди моих предков был именно раввин, я такого не помню. Хотя, как знать, ведь у нашей семьи есть особая реликвия. От моего прапрапрадеда Хона достался свиток Торы – его мне подарил на бар-мицву прадедушка. Этому свитку около ста пятидесяти лет. Сначала он хранился у прадедушки дома. В годы войны прадедушка даже ездил с этим свитком в эвакуацию, вез его из Харькова в Казахстан и обратно. А люди тогда брали с собой только самое необходимое. Потом свиток долгое время находился в харьковской синагоге, но его не использовали. Он был не пригоден для чтения – на нем осыпались чернила. Мне удалось найти сойферов – переписчиков священных текстов, чтобы отреставрировать его. И сегодня этот свиток Торы читают в Харьковской хоральной синагоге. Перед отъездом сюда я получил алию – вызов к Торе, свитку моего прапрапрадеда. Это большая честь.
В их доме звучал идиш
– Я немного знаю идиш. Во время учебы в ешиве мы, студенты, изучали беседы седьмого Любавичского ребе на идише. Так что теперь я могу открыть том бесед ребе на идише и прочитать. Возможно, попадутся слова, которые я не знаю. Но в целом – я пойму, о чем речь. Кроме того, сейчас читаю книгу «Айом-Йом» («День за днем»). Хасиды читают ее ежедневно. Многие из коротких мыслей, что там приводятся, написаны на идише. Кроме того, какое-то время мы с родителями жили у прадедушки и прабабушки. И в их доме постоянно звучал идиш, так что к этому языку у меня всегда были теплые чувства.
Хупа
– Моя жена Ида – дочь раввина Хабаровска Якова Снеткова. Наша хупа проходила в Хабаровске в прошлом году. У нас так принято, что свадьба обычно проходит в том городе, где живет невеста. Сделать еврейскую кошерную свадьбу с большим количеством гостей в Хабаровске – это подвиг. И прежде всего родителей Иды. Ведь на Дальнем Востоке еще не создана достаточная инфраструктура для комфортного проживания соблюдающих традицию евреев. Но у нас все получилось.
О первом визите в Биробиджан
– После хупы принято еще семь дней устраивать трапезы. Это уже не свадебные гулянья, но ужины в праздничной атмосфере. На таких трапезах после еды произносят семь благословений жениху и невесте. И одну из таких трапез, сразу на следующий день после хупы, мы делали здесь, в Биробиджане, на открытии кошерного ресторана. Это был мой первый визит в Биробиджан. Второй раз я приезжал сюда весной на Пурим, читал свиток Эстер. И вот теперь переехал сюда уже надолго.
Стать раввином ЕАО
– Должность раввина ЕАО мне предложили главный раввин России р. Берл Лазар и Эли Рисс. Это большая ответственность, серьезный шаг для нашей молодой семьи. Моя жена тоже занимается многими вопросами еврейской жизни. Мы с Идой все обсудили и пришли к выводу, что переехать сюда будет правильным решением.
Жизнь на новом месте
– В Биробиджане я всего неделю. Пока еще осваиваюсь на новом месте. Пришлось сразу включаться в процесс. Впрочем, знакомство с местной еврейской общиной произошло еще до того, как я сюда приехал. К тому же мы с Эли Риссом всегда были на связи, он рассказал мне о проектах, которые здесь реализуются.
Первоочередная моя задача – запустить новый учебный год в Молодежном еврейском центре и программу дополнительного неформального образования для еврейских детей.
Познакомился с председателем общины Романом Ледером, прихожанами синагоги «Бейт Менахем». Был на приеме у временно исполняющего обязанности губернатора области Ростислава Гольдштейна.
О ближайших планах
– В первую очередь надо продолжить те проекты, которые были начаты до меня. Потом уже можно будет говорить о планах. В Биробиджане многое сделано для комфортной жизни евреев, но еще есть к чему стремиться. Будем над этим работать.
Яэль Мизрахи
Источник: «Биробиджанер Штерн»