33-летняя Надежда Соболь три года живет в Израиле. Она рассказала Intex-press, какие льготы дает программа репатриации, сколько стоит жилье, какие особенности местной медицины и к чему она не может привыкнуть.
Мой переезд – это было возвращение на историческую родину. Я всегда знала, что уеду жить в Израиль, только не знала, когда это случится. В 2017 году я оформила документы на программу по репатриации и с мужем и двумя детьми улетела в Ришон-ле-Цион, который находится в 15 км от Тель-Авива. К слову, билеты нам оплатили по этой программе и на первые полгода предоставили материальную помощь в размере около $1500 ежемесячно.
Об адаптации
По прилету муж быстро нашел себе работу – расставлял товар в магазинах, а я занималась детьми. Кроме того, я бесплатно учила иврит в специальной школе по программе репатриантов. Муж тоже учил иврит. Немного освоившись и устроив детей в школу, нашла себе работу продавцом в продуктовом магазине, а через какое-то время получила должность заместителя директора. Супруг также сменил работу, и теперь он менеджер по продажам автомобилей.
Дети, в целом, к новым условиям адаптировались хорошо. Но были и неприятные моменты. Первое время одноклассники задирали детей, мол, приезжие из русскоговорящей страны. А дети, в свою очередь, давали сдачи. Меня несколько раз вызывали в школу. Но примерно через полгода все наладилось: у моих детей появились друзья, а вызовы в школу прекратились.
О том, что удивило
Самым необычным для меня стало то, что здесь в квартирах, в отличие от наших, практически нет евроремонта. Стены покрашены в белый цвет, все просто, мебели очень мало.
К примеру, в спальне могут находиться только кровать, тумбочка и шкаф, в гостиной – тумба с телевизором, журнальный столик и мягкий уголок. И в одежде все просто, никаких заморочек.
Также меня поразили израильские женщины. Неважно, какого размера дама, она надевает обтягивающий топ и яркие лосины, и чувствует себя комфортно. Нормой считается и то, что женщина вышла в пижаме и с непричесанными волосами в магазин или привела ребенка в школу. Я до сих пор не могу к этому привыкнуть.
Удивила меня и необычная для белорусских детей школьная форма. Здесь ходят в юбках, шортах или легинсах и в разноцветных майках. Даже на линейки так одеваются. А вот сарафаны и платья девочкам в школу нельзя.
Израильтяне не тратят много денег на одежду или квартиры, предпочитая потратить их, чтобы съездить на отдых два-три раза в год.
О здравоохранении
Вызов скорой здесь платный – около $300. Если человеку плохо, он должен позвонить в больницу и попросить, чтобы ему выписали специальный документ и направили в эту самую больницу. Тогда прием и лечение будет оплачено.
К слову, у израильтян очень бережное отношения к себе. Немного заболело горло – сразу к врачу и на больничный. Они не будут, как белорусы, «пахать» с температурой.
К израильской медицине, которая славится на весь мир, у меня двоякое отношение. Если у человека онкология или другое серьезное заболевание, ему жизнь спасут. Но если у человека, к примеру, болит голова и он хочет сделать снимок или УЗИ, получить направление будет очень сложно – приходится ругаться и требовать. Кстати, в Израиле, наверное, национальная черта такая: пока не поругаешься, толка не добьешься.
С детской медициной похожая ситуация. Когда у ребенка температура, врачи назначают только обильное питье. Многие «наши» родители впадают в панику: у ребенка температура держится пять дней, а врачи не выписывают лекарства.
О стоимости жизни
Жилье – трехкомнатную квартиру – мы снимаем. Платим в месяц чуть больше $1000 за аренду и $200-300 за коммунальные услуги. К слову, коммуналку здесь принято оплачивать раз в два месяца.
Построить свое жилье очень сложно. Первый взнос на квартиру в центре Циона составляет 30%, а это обычно около $100 тысяч. Потом в банке дают кредит на остальную сумму на 20-40 лет под 7-9%. Средняя стоимость трехкомнатной квартиры в центре города составляет почти $364 тысячи.
Средняя зарплата здесь составляет примерно $2000. Что касается стоимости продуктов, то, к примеру, литр молока здесь стоит $2, курица – $4 за кг, йогурт – $1-2.
О пандемии
Коронавирус лично меня и мою семью не затронул. Я точно так же работала в магазине, а еще развозила товары на дом. Дети полтора месяца учились онлайн.
Но многие люди лишились работы. Кто смог, тот поменял сферу деятельности.
Аренда квартир не стала ниже, коммуналка не снизилась, но государство разово выделило около $150 на каждого ребенка в семье.
О жизни
Когда живешь в Беларуси, кажется, что в Израиле – золотые горы, но на самом деле, зарплаты не слишком велики, учитывая, сколько стоят продукты и съем жилья.
Здесь я так же живу от зарплаты до зарплаты, но нисколько не жалею о переезде. Здесь совершенно другой уровень жизни, без денег остаться невозможно, ведь работы много и перспектив гораздо больше. Большую роль, безусловно, играет теплый климат и три моря.
Я не скажу, что скучаю по Беларуси, но каждый год хотелось бы посещать родных и друзей. К сожалению, билеты до Минска очень дорогие. За деньги, которые мы тратим на перелет до Минска и обратно, можно вчетвером прекрасно отдохнуть в хорошем отеле по системе «все включено».
Анна Романова-Колосовская
Источник: intex-press.by