Министр энергетики Израиля Юваль Штайниц подписал во вторник, 22 сентября, документ о присоединении Израиля к новой региональной структуре — Газовому форуму стран Восточного Средиземноморья (EMGF). Помимо Израиля к форуму присоединились Египет, Иордания, Палестинская автономия, Греция, Кипр и Италия. Турция, Ливия, Ливан и Сирия на данный момент к участию в работе форума не приглашены. А тем временем напряжённость в регионе стремительно растет. О том, какая роль будет отведена Израилю в случае эскалации конфликта в Восточном Средиземноморье, будет ли Израиль втянут в конфликт в этом регионе и как будут развиваться события дальше, STMEGI.com поговорил с израильским политологом, президентом Института Восточного партнерства (Иерусалим) Авраамом Шмулевичем.
По словам израильского политолога, сейчас речь идет о создании новой геополитической реальности, единого экономического пространства, которое включает Восточное Средиземноморье.
Доминирующую роль там будет играть Саудовская Аравия. Это изменит лицо исламского мира, экономическую ситуацию в Европы и в какой-то мере глобальную геополитику. Практически уже существует союз между Израилем и Саудовской Аравией, который также включает монархии Персидского Залива и Кипр. К нему сейчас присоединились Италия и Египет. Пространство уже более или менее очерчено. Исторический и политический смысл таков, что если мы посмотрим на историю Восточного Средиземноморья, Большой Ближний Восток, который, кстати, включает также Северный и Южный Кавказ, территорию вплоть до Ирана, то становится ясно, что вся эта территория образует единое геополитическое целое. До начала 20 века эта территория была объединена под властью Турции. Любое экономическое и геополитическое целое стремится к единству. Потом эта территория была объединена под властью колониальных держав Англии и Франции. Потом был проект объединения под властью БААС — партии арабского социалистического возрождения, которому покровительствовал Советский Союз. Этот проект тоже потерпел крах. Затем была попытка реализации исламистского проекта («Аль-Каида» и ИГИЛ). То есть была предпринята попытка объединения на основе крайнего исламизма и джихадизма. И эта попытка также потерпела крах.
Теперь, по-видимому, наступает время осуществления этого проекта под властью умеренных мусульманских монархий. Практически заключен договор о создании единого экономического пространства. Нефтепроводы будут перекачивать нефть через Иорданию-Израиль-Средиземное море. Дальше она через Израиль пойдет на рынки Европы. За этим последует создание, а точнее, воссоздание сети железных дорог, существовавших во времена Османской империи, которые связывали территорию Израиля с Персидским заливом. По ней будет осуществляться перевозка грузов и людей.
Достигнута целая серия военных соглашений. Израиль заключил с Саудовской Аравией соглашение на сумму в полмиллиарда шекелей по поставке систем противоракетной обороны «Железный купол». Возможно, были и другие сделки. Будут, наверное, еще соглашения с монархиями Персидского залива. С другой стороны, с Грецией и Кипром у Израиля давно существует оборонный союз, проводятся учения и т.д. На днях же стало известно, что Израиль заключил военную сделку с Италией. Израиль будет поставлять в Италию противотанковые ракеты, а Италия в Израиль — боевые вертолеты. С политическим руководством Египта существует прочный военно-политический союз. Даже в свое время, когда администрация президента Обамы хотела ввести санкции против руководства Египта, Израиль не позволил это сделать. Достигнута серия военно-оборонных соглашений, которые объединяют Италию, Израиль, Египет, Грецию, Кипр, Саудовскую Аравию и страны залива.
На самом деле эти соглашения шире, чем кажутся. Несколько лет назад в печати появилось сообщение о том, что Румыния в военной сфере сотрудничает с Израилем. Израиль проводил военные учения в румынских Карпатах. В учениях, которые проходили в горной труднодоступной местности, были задействованы военные вертолеты. В результате один из вертолетов потерпел крушение. Погибли люди. И поэтому эти учения и стали общеизвестны. В противном случае мы бы об этом ничего не узнали. Также несколько лет назад в печати появились сообщения о том, что Израиль поставляет оружие Алжиру. Вырисовывается некий блок, который включает те же бывшие территории Османской империи. Это регион Восточного Средиземноморья, Большого Ближнего Востока, Персидского залива и даже Черного моря. От Италии до Бахрейна. Этому блоку противостоит другой блок, который включает в себя Турцию с Эрдоганом, который враждебно относится к Израилю, хотя торговый оборот между странами растет с каждым месяцем. Турция политически сейчас оказалась в изоляции. Среди ее союзников — Ливия, Катар. Но появились сообщения о том, что Катар хочет присоединиться к транспортному коридору. Что дальше будет с позицией Турции, непонятно. Идет борьба за лидерство, Турция хочет занять более выгодные для себя позиции. Но Анкаре добиться этого, похоже, не удастся.
Не похоже, что конфликт в Восточном Средиземноморье перейдет в стадию горячей войны, считает израильский политолог: «Если перейдет, то он окажется губительным для Турции, поскольку очевидно, что и дипломатическое, и экономическое, и военное содействие в этом окажут страны Европейского Союза. Что касается Франции, то ее боевые корабли уже находятся в районе Восточного Средиземноморья. Вместе с греческими кораблями они противостоят турецким. Главным торговым партнером Турции является Евросоюз, и если для ЕС прерывание торгово-экономических связей с Турцией болезненно, но далеко не смертельно то для Турции прекращение контактов с ЕС будет означать крах всей экономики. Турция на это не пойдет.
Кроме того, конфронтация с ЕС обессмысливает всю идею, которая будет состоять в следующем: кому Турция должна продавать углеводороды, если она будет добывать их в Черном или Средиземном море? Так что я думаю, что сейчас идет игра мускулами. Если же дело дойдет до конфронтации, то европейские страны однозначно встанут на защиту Греции. Кроме того, у Греции существует соглашение с Израилем и Египтом. В этом случае Турция столкнется с объединенной коалицией Греции-Франции-Израиля-Египта. Конечно, у Турции шансов против такой коалиции нет. И до этого дело не дойдет.
Что касается позиции США, они сейчас заняты выборами. Подождем несколько недель. США вряд ли займут какую-то позицию. Если какие-то события начнутся сейчас, то США поддержат Грецию. Об этом уже высказывался госсекретарь США Помпео. Но выяснить позицию США удастся после того, как мы узнаем, кто сядет в Белом Доме. На настоящий момент, в случае обострения ситуации и перехода в горячую фазу, США поддержат Грецию и сделают это максимально громко.
Что касается антииранской составляющей, то она имеется, но не является главной. Иран и Турция координируют свои действия, хотя они являются давними политическими врагами. Иран представляет угрозу в первую очередь для арабских стран, с которыми непосредственно граничит. Иран открыто заявляет, что его целью является уничтожение Израиля. Сдерживание Ирана для нас также будет являться принципиальным вопросом. Иран, так же как и Турция, оказывается в изоляции, заявил А. Шмулевич.