Будущий знаменитый фантаст родился 2 января 1920 года в местечке Петровичи Смоленской губернии в еврейской семье. В 1923-м родители увезли его в США («в чемодане», как он сам выражался), где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин.
Айзек из Петровичей
Так уж случилось, что родина самого известного фантаста в мире ничего фантастического и инопланетного не имеет. Из удивительного только то, что сейчас Петровичи - это российская земля, когда-то успевшая побыть белорусской.
- Из благ цивилизации у нас, по сути, только электричество, - рассказывает местная жительница Наталья Мармалева. - Мобильной связи толком нет, Интернета тоже. Автобус ходит раз в неделю - по средам. Остался работать один магазин - частный. Был еще от райпо. Но продавец уволился, а нового не нашли.
Наталья Александровна работает в деревне библиотекарем. А когда-то трудилась в местной школе. В 2015-м учреждение закрыли, детей перевели учиться в соседнюю деревню.
«Маленькие перемены приводят к большим непредсказуемым результатам», - когда-то написал Азимов. Но нужно отдать должное - список «неперспективных» деревень Петровичи пополнили еще до этого события. В деревне развалилось хозяйство, закрыли и растащили на стройматериалы Дом культуры, перевели в другую деревню сельскую администрацию. Одна надежда у петровичан - на славу именитого земляка.
- Про нашего Айзека Азимова мы всегда знали, даже когда я сама в школе училась, - вспоминает Наталья Александровна. - Но тема стала активно муссироваться только последние 15 лет. В Петровичи стали наведываться туристы, даже из Израиля и Америки.
СКАЗАНО
Из автобиографической книги Айзека Азимова «Пока свежа память»:
«Город, где я родился, называется Петровичи… Я всегда считал, что Петровичи, наверное, большой город или даже отдельная провинция, и был весьма разочарован, когда узнал, что это было небольшое местечко. Мой отец иногда видел карты Европы или России в моих школьных учебниках или еще где-либо и всегда жадно пытался найти Петровичи, но не находил. Позже, когда я вырос, я сам пытался искать Петровичи, мне хотелось знать, не мираж ли все это, может, я родился в чистом поле или безжизненной пустыне.
Во время Второй мировой войны я купил себе большую карту Европы, на которой намеревался отмечать цветными булавками изменения на фронтах. Изучая ту часть России, где в то время шли бои, я с радостью и удивлением нашел Петровичи.
В первый раз я увидел Петровичи на карте! Я отметил эту точку особенной булавкой, которая всегда оставалась на месте, куда бы европейские фронты ни передвигались. В конце концов, мне требовались все возможные доказательства, что я на самом деле где-то родился…
Расположение Петровичей мне кажется необычным. Я никогда в жизни не жил ни дальше на востоке, ни севернее, чем там, где родился…»
Праздника могло не быть
2 января этого года мир праздновал 100-летие со дня рождения Айзека Азимова. В Петровичах событие прошло практически незаметно - только на камне, где когда-то стоял дом Азимовых, появились несколько красных гвоздик и роз.
Восстановить историческую несправедливость взялось Агентство интеграционных инициатив. Мероприятия к юбилею писателя-фантаста поддержал Фонд президентских грантов.
Выделенных денег хватило на трехдневные празднования в Шумячском районе, выпуск книги профессора СмолГУ Нины Максимчук «Петровичи - родина Айзека Азимова», установку навигационных табличек, закладку «Леса Памяти» на окраине деревни, научные чтения и самое масштабное граффити в округе.
Из воспоминаний Софьи Нудельман (1999 год):
«Мне запомнился вечер, когда семья Айзека Азимова переезжала на квартиру в соседний с нами дом. Взрослые разгружали вещи, и я увидела у дома мальчика примерно трех лет, бросилась к нему, схватила его на руки, а он так пронзительно завизжал, как визжат избалованные, не привыкшие к общению маленькие дети. Я очень любила детей, но, испугавшись, опустила его на землю и боялась даже подойти к нему. Позже, наверное, мы с ним играли. Помню его отца, высокого мужчину, как мне тогда казалось, и небольшого роста светлую шатенку, его мать.
Вечерами у них собирались петровичане, и его отец читал вслух рассказы Шолом-Алейхема, да так громко, что в открытое окно было слышно на улице, и мне так хотелось быть там, но кто же меня туда пустит. Примерно через полгода они уехали. Кто мог знать, что из писклявого мальчика получится ученый и писатель-фантаст? Мои внуки покупают его книги и читают взахлеб».
«Галактика Азимова»
Когда Сергею Храмову предложили нарисовать граффити «Галактика Азимова» на бывшей Петровичской школе, он без раздумий согласился.
«Я очень давно увлекаюсь астрофизикой, и сделать изображение такого человека, как Азимов, для меня большая честь!» - рассказал художник.
В помощницы Сергей взял свою девушку Александру. Они сложили в рюкзак только самое необходимое - баллончики с краской и кисти - и на четыре дня переехали в Шумячский район. Работа велась от рассвета до заката, и не без трудностей: традиционный осенний дождик так и норовил сорвать сроки. Добрым словом подбадривали местные жители: кто-то приезжал к художникам на велосипедах, кто-то «просто мимо проходил», гоняя свою корову на поле…
Мария Демочкина
Источник: Рабочий путь (Смоленск)